Главное новшество тендерного законодательства – это разрешение государственным и коммунальным предприятия покупать товары и услуги без самого объявления тендера. Если они намерены тратить не бюджетные деньги, а заработанные самостоятельно. Такие изменения представители большинства в Раде объясняют исключительно благими намерениями. Мол, через сложную систему конкурсных закупок госпредприятия не могут конкурировать с частными. Бывший первый заместитель министра промышленной политики, экс-руководитель завода Малышева Виталий Немилостивый соглашается с тем, что идея вполне справедлива. При наличии утвержденного экономического плана, при специфике работы именно обороных предприятий, такие предложения существовали и при правительстве, возглавляемом Тимошенко, говорит он. Но не должна идти речь о закрытии расходов от общественности.
Виталий Немилостивый, экс-первый замминистра промышленной политики в 2007-2011гг.:
«Це дуже правильна норма, бо підприємства ставили в нерівні умови. Необхідність проведення тендерів зменшувала можливість вчасно й в короткі терміни проводити закупівлю тих чи інших товарів. Якщо закрили можливість громадскості контролювати це, то це дуже погано. Ми б ніколи не довідались, що закупались в 3-4 раза деякі товари, як за 683 клубника для Адміністрації Президента. Ми б не знали це, якщо б воно не було опубліковано у віснику держзакупівель»
Но эксперты, в первую очередь юристы, отмечают, что новый закон исключает общественный контроль над государственными закупками и делает эту сферу еще более коррупционной. Он был принят, несмотря на негативные выводы главного юридического управления парламента, когда оппозиция в знак протеста против языкового закона покинула заседание. Нововведением количество предприятий, которые должны проводить закупки, сужено, а перечень товаров и услуг, которые не подпадают под действие закона, расширен. Среди них, в частности, и операции с недвижимостью и с ценными бумагами. В то время, как коммунальные предприятия, если речь идет не о монополистах и не о прямых средства из бюджета, могут вовсе не проводить торги. А результаты тендеров, если они были, могут не публиковать в “Вестнике госзакупок”. Именно это официальное издание позволяло гражданами узнавать, как именно тратят чиновники деньги. И информация о пресловутых лавках, которые в отличие от обычных обошлись харьковчанам по цене новеньких автомобилей, и миллионные реконструкции лестниц в метро, и заборов на набережной, которые, почему-то выигрывает одна и та же фирма, и закупка аттракционов у несуществующей фирмы, все эти данные чиновники были обязаны обнародовать. Теперь же, у них появилось право покупать у любой подставной фирмы любой товар, по любой цене и не отчитываться об этом.
Василий Билоус, кандидат юридических наук:
«Призведе це до того, що сумнозвісні харківські лавочки по ціні “Ланоса,” вони будуть квіточками порівняно з віниками, які будуть купувати комунальні підприємства для своїх працівників, й не віники будуть коштувати як “Мерседес” останньої моделі. Й що саме головне й підле в цьому законі: знову ж таки є спроба звузити витоки інформації про ці злочинні оборутки»
Сейчас, по данным иностранных экспертов, говорит Василий Белоус, из бюджета разворовывается до 50 миллиардов гривен. Через принятый закон эта цифра, предупреждают как оппозиционеры, так и бизнесмены, может увеличится в 5 раз. Уже за первые полгода 2012 количество заявлений на тендерные закупки почти сравнялась с количество закупок прошлого года и составила 307 миллиардов гривен, и почти на четверть превысила госбюджет Украины. Это говорит о том, убеждены специалисты, что чиновники пытаются жить в долг, и в долг покупать для себя и своих предприятий товары и услуги по завышенным ценам. А отдавать деньги придется будущим поколениям украинцев
Людмила Денисова, министр соцзащиты теневого правительства:
«Все сегодня как проводилось до закона, под колпаком – всегда была одна фирма, которая выиграет тендер и две приставных, для того, чтобы был конкурс, хотя бы, чтобы фикция была соблюдена. А теперь не надо и этого делать. Просто люди до конца, до ручки дошли, что можно воровать, все посчитали своим»
Как последний пример такого распределения бюджета специалисты называют решение парламента выделить один миллиард гривен на закупку веб-камер для избирательных участков. Это решение также было принято в пылу борьбы вокруг языкового закона. Таким образом, на каждый участок для закупки веб-камер выделяется почти 30 тысяч гривен, и еще вопрос какая фирма получит право поставить их за такую привлекательную цену.
Марина Николаева