Тонны грязи в политической рекламе. Партии прибегают к самым изощренным способам воздействия на избирателей.

Внушение, воздействие на иррациональное, создание иллюзий – вот таким образом, сродни гипнозу, работает политическая реклама. Тонны грязи, бесконечные взаимные обвинения оппонентов льются с экранов телевизоров практически с самого начала избирательной кампании. За это время продукт партийных пиарщиков и креативщиков изрядно поднадоел избирателю:

“Не нравится мне, потому что грязью обливают друг друга все!”

Александр Нагайник:

“Ну это люди пытаются, как в анекдоте, что все в дерьме, а я вот в белом фраке! Это именно этот фокус, не более.”

Анатолий:

“Политическая? Караул! хорошо хоть дистанционное управление есть в телевизоре, что можно легко это все убирать!”

Елена:

“Просто если все плохие, а я хороший, то так не бывает. Все одинаковые на самом деле!”

Скоротечность избирательной кампании заставляет партии прибегать к самым изощренным способам воздействия на людей, говорят психологи. В ход идут методы, взывающие к низменным сторонам человеческой сущности. Вот билл-борд Партии вольных демократов. Еще недавно вместо точек здесь красовались слова “цих ублюдків”. Навешивание простых, но броских ярлыков, агрессивная манера обращения к избирателю во много раз повышают эффективность рекламы, говорят эксперты. Некрасиво – но действенно.

Максим Жидко, психолог:

“Наиболее изощренные способы – это апелляция к тем вещам, которые являются более не человеческими, а относящимися к животной части природы. Это секс, это бросание грязи друг в друга, это скандалы, связанные с агрессией. Помните, как Пушкин писал : “Когда мы читаем, что кто-то великий где-то был плохим, возникает сладостное чувство:”Ах, он подлец, мерзавец, такой же как и мы!” Вот начинают работать вот эти вещи.”

Александр Кочерян, психотерапевт:

“Вот эти слова, наполненные семантикой насилия, приводят к тому, что насилие становится в обществе, даже на этом уровне говорят о насилии, несут насилие, насилие становится нормой. Это может воздействовать на психику, потому что мы живем в очень агрессивном мире, очень агрессивная среда. И сегодня такое количество депрессивных расстройств, которые мы имеем, и такое количество самоубийств, которое мы имеем, оно ни с чем не сравнимо.”

Специалисты говорят, что “грязная” политическая реклама больше расчитана на инфантильных, психологически неустойчивых людей, чаще недовольных жизнью или в ней нереализовавшихся.

Елена Кочемировская, психолог:

“Результатом становится недовольство собственным выбором, человек вроде бы переложил ответственность на кого-то другого, этот кто-то ничем не помог, не утешил. Оказалось, что он не отвечает тем подспудным, непроизносимым, иррациональным ожиданиям человека и результатом становится переход от эйфории к недовольству, агрессии.”

Впрочем, и переоценивать влияние рекламы на людей тоже нельзя, признают психологи, ведь порог внушаемости бывает совершенно разным. Осознанный выбор и здоровый скептицизм, уверяют они, хорошее противоядие против “грязных” технологий.

Виктор Шаправский