Эксперты топливного рынка кроме увеличения мировых цен на нефть одной из причин называют непрофессиональную работу правительства, из-за которой закрыты почти все отечественные нефтеперерабатывающие заводы. В правительстве тем временем с ростом цены решили бороться введением «плавающей» ставки акцизного сбора. Будет ли она эффективна, станет понятно не раньше мая, законопроект еще не прошел ни одной стадии рассмотрения в парламенте.
За последний месяц цены на популярную марку бензина А-95 подскочили почти на гривну. На брендовых стелах значится стоимость в 11.45 за литр. Эксперты объясняют: старые запасы топлива в торговой сети закончились, приходится идти на рынок, а мировая цена на нефть в последние месяцы только росла.
Тарас Данько, экономист-международник: «В першу чергу це пов`язано, з ситуацією на Близькому сході, з загостренням ситуації в Персидській затоці, яка спостерігалася як раз у січні, і це реакція світових ринків на цей розвиток подій. В принципі, очікування в той час були ще гірші – на 10-20 % на ринках, але те, що вона зростає тільки на 10 % відсотків – це в межах нормального».
Подобная ситуация сложилась не только в Украине, в Литве цена на топливо составляет почти 15 гривен за литр, добавляет экономист. Но если в Европе подорожание вызвало массовые акции протеста среди водителей, в Харькове автовладельцы только разводят руками.
Елена, дизайнер: «Ездим, когда необходимо, сейчас же жизнь в быстром темпе, поэтому приходится».
Вадим, водитель: «Что мы можем сделать, если у нас доход один, цены совсем другие, что мы можем сделать, что есть – тем и пользуемся».
«На счет того, что дорожает – это к правительству нашему. Мы платим налоги. Терпимо, тяжковато немножко, но терпимо».
Высокая цена на бензин – результат бездействия правительства, уверен эксперт топливного рынка Михаил Гаплевский. Кабмин не согласился уменьшить акциз на бензин, как того требовали трейдеры, за последние годы добыча нефти в Украине уменьшается катастрофическими темпами, прекратили свою работу крупные нефтеперерабатывающие заводы. Без отечественного продукта надеяться на уменьшение стоимости бензина не стоит.
Михаил Гаплевский, эксперт нефтегазового рынка: «Недальновидная политика привела к тому, что практически все нефтеперерабатывающие заводы сейчас остановлены. Стоит Лисичанский – один из крупнейших в Европе, стоит Одесский завод, масса средних и мелких заводов, по сути, работает и то не в полную силу только Кременчужский завод, работает Шебелинка».
Тем временем в правительстве все-таки решили ввести «плавающие» акцизы, которые будут компенсировать скачки мировых цен на нефть. Согласно законопроекта, который Кабмин принял на прошлой неделе, акциз будет снижаться, когда цены на мировом рынке будут расти, и будет увеличиваться, когда цены будут падать. Участники рынка же, хотя в целом идею одобряют, комментировать законопроект пока не торопятся. Говорят: документ пока не прошел ни одной стадии рассмотрения в Верховной Раде, поэтому в апреле ситуация точно не стабилизируется.
В дальнейшем цены на нефтепродукты только будут расти, знатоки рынка говорят: выгоднее всего именно в них вкладывать свои сбережения – приобрести бочку, закачать бензин и ждать. Через несколько лет, утверждают, можно будет заработать неплохие деньги.
Татьяна Доцяк