Перед праздниками в книжных магазинах никакого ажиотажа. Теперь, говорят продавцы, вместо двух изданий человек может приобрести только одно, да и то в более дешевом переплете. Художественная литература в последнее время не в фаворитах.
Наталья Дидовец, администратор книжного магазина: «Стали покупать книги, которые дешевле. Подарок он и есть подарок, но стоить он стал меньше».
Теперь книга может ждать своего хозяина не один месяц. Дорогие подарки коллекционных изданий остались за пределами финансового кризиса. Издатели и владельцы книжных магазинов надеются, что это явление – временное.
Подарочные издания – особая ниша книжного рынка. В кожаном переплете и с инкрустацией, они могут стоить не одну тысячу гривен. Теперь эти издания месяцами будут собирать пыль на шкафах магазина, уверены продавцы: за стоимость такой Библии – а это 5000 гривен – можно приобрести и более практичный подарок. Нет продаж – нет и новых книг, говорит директор одного из самых крупных издательств Виктор Круглов. Предприятие специализируется на учебной и детской литературе – пока она остается наиболее востребованной на рынке книг.
Виктор Круглов, директор издательства: «Многие проекты сейчас мы делаем, как говорится, в стол уже заказана рукопись, и художники нарисовали, и просто уже жалко бросать эту работу. Но мы понимаем, что печатать сейчас бессмысленно книги, потому что их все равно никто не купит».
Учитывая стоимость печати литературы, некоторые издательства уже подняли цены на книги, говорят в магазинах. И это тоже серьезно повлияло на желание их приобретать.
Михаил Рогачёв, покупатель: «Может быть, просто книгу подешевле издания найти, но если оно этого стоит, то можно потратить».
Впрочем, настоящих книголюбов ни один кризис не остановит. Такие люди пытаются, несмотря ни на что, пополнять свои библиотеки.
Газеты и журналы тоже читают меньше. Не теряют позиций ежедневные издания с многолетней историей, рассказывает частный предприниматель Евгений Александров. По его словам, за последний месяц продажи периодической прессы снизились на 30 %. Почти не покупают глянцевые журналы и специализированную периодику.
Евгений Александров, частный предприниматель: «У меня есть штат сотрудников, которых надо кормить, содержать, мне надо платить за аренду, за электроэнергию. И если дело будет идти так и дальше, то мне не с чего будет платить им заработные платы и оплачивать услуги города, электроэнергии и второстепенных затрат, с которыми я сталкиваюсь каждый день».
Нация все равно будет читать, пытаются верить как издатели, так и реализаторы литературы. Говорят, подобные времена были 15 лет назад, когда рынок литературы и периодики только зарождался. Но теперь, по их мнению, выживут только крупнейшие и сильнейшие предприятия.
Марина Дрозд