В Харькове уже 6 лет существует единственная в Украине школа для детей с особыми потребностями

В школе “Феникс” выпускной балл. Но особый – без вручения аттестатов об окончании средней школы и распределения на выпускников и тех, кто еще должен учить дальше. Для этих детей – школа – единая возможность научиться элементарным вещам – общению, воспитанию и умению писать и читать. Каждому из них врачи поставили неутешительные диагнозы – синдром Дауна, аутизм, детский церебральный паралич. Болезнь сделала их одинокими, для них закрыты двери в обычные детсады и школы, даже в спец.интернаты таких детей не берут. Шесть лет назад, несколько педагогов и родителей решили создать, сначала кружок, а потом школу для детей с особыми потребностями. Андрею Липчанскому – почти 12 лет, он аутист. Мальчик неадекватно реагирует на обычные вещи, всего боится. Продолжительное время, рассказывает его мама Ирина, врачи не знали, как описать внутреннее состояние ребенка. Ставили диагноз – шизофрения, только с помощью немецких специалистов, удалось выяснить, что Андрей болен аутизмом. В “Фениксе” он учится 4 года, и мама гордится тем, что ее сын, в конце концов, научился читать и писать:

Ирина Липчанская, мать Андрея:

“Ребенок просто был в семье, он не имел навыков общения с людьми, это большая сложность, в школе с ними проводят занятия, они вместе кушают, танцуют, поют, он хорошо сейчас читает самостоятельно.”

В “Фениксе” учат по методикам “вальдорской школы” – разработка немецких психологов и педагогов, которые в первую очередь лечат духовное состояние ребенка. Здесь не ставят оценки, у детей нет дневников. Но основные школьные предметы – математика, язык, история, биология – дети учат. Преподаватель Юрий Светлик, который пришел в школу полгода назад, сознается процесс воспитания не идет просто, детям нужно больше времени, чтобы выучить стих или запомнить какую-то историческую дату, но они очень стараются:

Юрий Светлик, преподаватель “Феникса”:

“В отличие от обычных детей, они ближе к человеку что-ли, в следствии своих особенностей, они более чуткие. К ним нельзя прийти злым, раздражаться на них.”

Директор школы Валерия Медведева уверена – ее подопечные способны жить полноценно, есть примеры, когда молодые люди с диагнозом “аутизм” успешно работают программистами и даже преподавателями. Но это за границей, в Харькове пока что размышляют, как устроить детям жизни вне школы.

Валерия Медведева, директор “Феникса”:

“Для нас самый основной вопрос, что они будут делать дальше, мы бы не хотели, чтобы они были дома, и думаем о том, как бы организовать их дальнейшее обучение, их работу.”

В следующем году первые выпускники “Феникса” – закончат десятый класс, тогда надеются, учителя, дети уже сами напишут сценарий для выпускного бала.

АТН