“Энеида”, автор Иван Котляревский. “Юлиада” – автор Виктор Баран, год издание – 2007. В этом поэтическом произведении полно некорректных формулировок и нет никаких исходящих данных. Эксперты говорят, что это яркий образец “черного” пиара.
Эта брошюра была изъята в одном из районов Харьковской области. По данным политолога Валерия Дудко, такие книжечки в ходу в Валковском, Шевченковском, Барвенковском районах. Кто и где напечатал это произведение, в издании не указано. Намеренно искаженная, неправдивая информация с целью опорочить оппонента – это и есть “черный” пиар. Обычно его используют, когда не хватает реальных аргументов.
Александр Романюк, политолог:
“И вот этот черный пиар он рассчитан на эту группу – неопределившихся, колеблющихся. И эффективность пиара зависит от величины этой группы – неопределившихся, колеблющихся.”
Черный пиар – это технология “грязная”. Но по мнению экспертов она должна быть красивой и качественной, иначе не будет нужного эффекта. Вот плакат из тех же районов Харьковской области. Валерий Дудко говорит, что он сделан по всем правилам “черного” пиара – ярко, броско, с идеей. Как правило, те, на кого направлены подобные технологии, отвечают таким же образом. Но есть и более изощренные способы, которые использовались в предыдущие избирательные кампании, вспоминают эксперты.
Валерий Дудко, политолог:
“Когда были расклеены такие плакаты, красивые, на такой же бумаге, ничего не сделали – взяли сахар, растворили с водой, и помазали эти плакаты. Осы съели за сутки!”
Чем ближе дата голосования, тем грязнее могут становиться методы “черного” пиара. Политолог Владимир Никитин грядущие выборы называет “пятым туром президентских выборов”. Он уверен, что предпочтения избирателей уже давно сформировались, поэтому считает, что “черный” пиар в нынешней кампании большой роли не сыграет.
Владимир Никитин, политолог:
“А что касается черного пиара для Харькова, то мое мнение, можете соглашаться, можете нет, что итоги выборов 5-го тура, как я условно сказал, от 4-го, 3-го и т. д. отличаться особенно не будут, чтобы ни было. И в Харькове, и по Украине.”
Впрочем, другие политологи уверяют, что грамотный “черный” пиар способен отобрать у политика или политической силы около процента голосов избирателей, при том, что, например, партии для прохождения в парламент нужно преодолеть 3-процентный барьер.
Виктор Шаправский