Телевидение является наиболее популярным источником политической информации – получают из него сведения практически все харьковчане – 96,8%, при этом большинство из них – 74,4% – отмечают высокую значимость этого источника. Большое количество избирателей (86,8%) в ходе предвыборных кампаний ориентируется на печатные СМИ, из них 58,8% опрошенных считают газеты и журналы важным источником политической информации. Аудитория Интернета – 69,7% опрошенных харьковчан, при этом 51,8% признают важность информации, публикуемой в сети, а что касается радио – можно сказать, что в качестве источника политических новостей этот вид коммуникации «проигрывает» остальным СМИ, поскольку из 60,8% респондентов, слушающих радио, только треть (21,9%) считают его важным источником политической информации. Встречи самих кандидатов с избирателями считают важными 30,7% опрошенных, такое же количество респондентов (30,1%) оценивают эти встречи как «не очень важный источник информации». Агитационные материалы, которые бросают в почтовые ящики или распространяют в общественных местах, являются важным источником только для 11,3% опрошенных.
Харьковчане проявляют высокий уровень интереса к политическим событиям и аналитике. Три четверти (75,9%) ответили, что интересуются политическими новостями и информационными программами. Каждый четвертый респондент этой темой не интересуется (24,1%).
Массив: 790 человек (В дальнейшем опрашивалось 600 человек, которые дали положительный ответ на вопрос о том, интересуются ли они политическими новостями и информационными программами).
Большинство харьковчан с той или иной частотой сталкиваются с необъективной информацией в СМИ, из них 38,8% – постоянно и 34,1% – часто; 16,3% отметили, что такое случается редко и только 6,4% опрошенных сказали, что им не попадается необъективная информация.
Обилие заказных материалов в СМИ харьковчане объясняют давлением на журналистов со стороны политических сил либо хозяев того или иного СМИ, а также желанием конкретных журналистов или их редакции «заработать». Более половины респондентов считают, что владельцы СМИ определяют политику редакции, преследуя финансовые или политические интересы, тем самым создавая условия для публикации/демонстрации необъективной информации (53,7%). 43,8% считают, что редакции различных СМИ находятся под влиянием «внешних сил», таких как политические штабы партий и кандидатов, и это является причиной публикации «заказных» материалов. Еще треть респондентов (32,6%) видят причину появления «заказных» статей в непорядочности самих журналистов или редакций, желающих заработать. Только 11,2% опрошенных объясняют «джинсу» непрофессионализмом журналистов, которые не умеют объективно проанализировать происходящие политические события.
Харьковчане не доверяют СМИ и предпочитают самостоятельно анализировать информацию о политических событиях, пользуясь различными источниками новостей (49%). 15,8% опрошенных ответили, что в политическом выборе они опираются на мнение авторитетных для них людей, разбирающихся в политике (не журналистов). Только 9,2% сказали, что доверяют определенным СМИ/журналистам, поскольку считают информацию, исходящую от них, достаточно объективной. Только 7% харьковчан доверяют программам, в которых политики должны говорить без подготовки, отвечать на различные вопросы самостоятельно.
Наиболее необъективными жанрами харьковчане считают предвыборные ролики политических лидеров или партий (44,4%), ток-шоу (42,5%), а также агитационные материалы, которые бросают в почтовые ящики или распространяют в общественных местах (41,7%).
АТН