Министерство образования и науки Таджикистана накануне 1 января разослало всем образовательным учреждениям страны рекомендации о проведении Нового года, согласно которым считается нецелесообразным покупать подарки и категорически запрещается проведение новогодних праздников.
Кроме того, в этом году – впервые за несколько десятилетий – новогодние программы на государственных телеканалах пройдут без участия Деда Мороза, Снегурочки и даже без новогодней елки: все эти атрибуты Нового года, как считают организаторы, не соответствует национальным традициям таджиков.
В Таджикистане в последние годы активно обсуждают возможность полной отмены новогодних торжеств. “Новогодний вопрос” становится темой нешуточных споров и уже привел к расколу в обществе.
Для нескольких поколений таджиков советская традиция празднования Нового года в ночь на 1 января стала родной, и они требуют уважительного отношения к истории. В то же время оппоненты считают григорианский Новый год христианским торжеством, поэтому настаивают на его отмене.
Письмо с рекомендациями о том, как следует отмечать наступление Нового года, подписал министр образования страны Нуриддин Саидов. Но как объяснили в министерстве, соответствующие рекомендации были составлены руководством аппарата президента страны, а уже потом направлены всем министерствам и государственным ведомствам.
Таджикским школьникам и студентам в честь Нового года разрешается проводить культурные, спортивные мероприятия, а также соревнования по чтению стихотворений и рисованию, но при этом они предупреждены о том, чтобы все мероприятия заканчивались в 15:00. Елки в школах устанавливать запрещено, также нежелательно проводить традиционные чаепитие.
“Использование пиротехники, покупка подарков, проведение вечеринок в честь Нового года категорически запрещены”, – говорится в письме из министерства образования.
Кроме того, впервые за многие десятилетия, таджикские зрители не увидят на экранах государственных таджикских телеканалов главные символы Нового года.
Чиновники из Гостелерадио страны считают, что Дед Мороз, Снегурочка и новогодняя елка – чужие для национального менталитета образы.
“Мы не отказываемся от празднования самого торжества, поскольку он означает смену года. Но Деда Мороза, Снегурочки и елки в эфире отныне не появятся. Они не являются национальными символами, это не наши традиции и обычаи. Наш главный праздник – Навруз, персидский Новый год, который отмечается 21 марта”, – отметил Талабшо Муким, руководитель творческой группы Телеканала “Сафина”.
О том, как встречать Новый Год, в Таджикистане активно спорят уже несколько лет.
В таджикском сегменте социальной сети Facebook можно прочесть сотни комментариев сторонников и противников встречи Нового года.
“Я мусульманка, но я отмечаю Новый год. Для меня это старая, добрая, советская традиция. В нашей жизни осталась не так много таких светлых праздников. Это радость для моих детей. Никакого религиозного подтекста в этом торжестве не вижу”, – пишет одна из пользователей, отвечая на вопрос о необходимости празднования наступления Нового года в ночь на 1 января.
“Это чуждый нам праздник. Он не наш. Никогда нашим не был. Нам навязали его в СССР. Так зачем же нам продолжать его отмечать”, – отвечает другой.
“У людей есть право отмечать и не отмечать. Те, кто не хочет праздновать, пусть не делают этого, никто не может заставить их против воли отмечать Новый год. Но есть и те, кто хочет и будет праздновать наступление новогодних торжеств. Так почему кто-то считает, что вправе запрещать им это делать? Где же свобода выбора, о которой говорят те, кто против Нового года?”, – удивляется Дильрабо Ахунова, жительница Душанбе
Отказаться от празднования Нового года в свое время призывал правоверных мусульман и муфтий Таджикистана Сайидмукаррам Абдукодирзода.
Священнослужитель считает, что новогодний праздник противоречит канонам ислама, в том числе из-за традиции распития спиртных напитков и употребления большого количества еды.
“Празднование григорианского Нового года, имеющего религиозные корни, противоречит не только законам ислама, но и традициям таджиков. У нас есть много своих хороших праздников”, – сказал таджикский муфтий.
Муфтий – высшее духовное лицо у мусульман, он наделен правом выносить решения по религиозным вопросам и давать разъяснения по применению шариата.
Наставления богословов носят рекомендательный характер и не имеют юридической силы. Однако, учитывая растущее влияние ислама в Таджикистане, призывы священнослужителей имеют огромное значение для верующих страны.
В то же время обществовед Мирбобо Миррахимов напоминает чиновникам и богословам, что летоисчисление в стране пока ведется по григорианскому календарю, а значит, было бы нелогично отказываться от празднования Нового года, официально принятого в стране.
“Если это чужой праздник, то где наш календарь? Давайте перейдем на солнечный, и будем отмечать тогда свой Новый год, отвечающий нашим национальным традициям. Многие чиновники плохо знают историю родного края. Традиция украшать елку цветами на Новый год, была принята в Иране еще в доисламские времена. Нельзя отказываться от традиций и последних десятилетий. Это все-таки наша история”, – считает эксперт.
Несмотря на продолжающиеся споры, таджикские власти разрешили установить на центральной площади страны главную новогоднюю елку и провести праздничное представление, хотя время, отведенное для праздника, будет значительно сокращено.
По словам столичных градоначальников, это сделано из соображений безопасности и экономии бюджетных средств.
В последние годы новогодние мероприятия отмечают в стране не так торжественно и пышно, как это делалось в советские времена и в первые годы независимости.
Чиновники связывают это с принятием закона, согласно которому запрещается справлять праздники, в том числе и Новый год, чересчур громко. Он был принят из соображений экономии средств налогоплательщиков.
Тем же, кто хочет громко и вкусно отметить наступление Нового года, власти предлагают это сделать не 31 декабря, а 21 марта, то есть в день весеннего равноденствия, когда на востоке отмечается праздник Навруз.
В мусульманском религиозном календаре праздничных дат немного.
В период становления ислама пророк Мухаммед запретил своим последователям отмечать немусульманские праздники и принимать в них участие.
Исламская традиция предлагает отмечать наступление нового года по Хиджре, то есть по времени переселения Мухаммеда и его приверженцев из Мекки в Медину в сентябре 622 года. Этот год позже был объявлен началом мусульманского летосчисления.
Впрочем первый день мусульманского лунного календаря не включен в число исламских праздников, и в большинстве мусульманских стран Новый год не отмечают как праздник в светском понимании.
Источник: Главное