В Украине с 1 сентября дети с инвалидностью будут учиться в обычных школах

С сентября 2017 в Украине дети с инвалидностью будут учиться в общеобразовательных школах.
В Украине 167 тысяч детей с инвалидностью, а это – 2% всего детского населения. Они изолированы от обычных сверстников в школах-интернатах и поэтому им сложно войти во взрослую жизнь. К тому же только 10% выпускников школ-интернатов интегрируются в общество. В свою очередь дети из общеобразовательных школ не пересекаются с одногодками с особыми потребностями. Из-за этого у украинцев низкий уровень принятия таких людей. В 2015 году в опросе ЮНИСЕФ только 13% сказали, что готовы воспринимать людей с инвалидностью в качестве друзей, членов семьи или принять ребенка с особенностями в общество здоровых детей.
Вместе с тем на содержание интернатов государство ежегодно тратит шесть миллиардов гривен в год. Инклюзивное обучение обходится дешевле, чем в интернатных заведениях – 20 тысяч гривен вместо 80 тысяч гривен.
В мае этого года парламент изменил Закон “Об образовании”. Теперь, если родители ребенка с особыми потребностями захотят отдать его в общеобразовательную школу, учебное заведение не имеет права отказать. Школа должна создать все условия для обучения детей с инвалидностью: найти специалистов, создать отдельный класс, сделать учебные корпуса и классы удобными для них. В законе указано, что при необходимости школа должна обеспечить обучение жестовой речью, шрифтом Брайля.
Профинансировать это должна местная власть через субвенцию из госбюджета. Для обучения детей с инвалидностью школы могут создавать вечерние смены, инклюзивные или специальные классы, а также группы с заочным или дистанционным обучением.
Директор Киевской школы № 5 Светлана Олексюк уверена, что к первому сентябрю подготовить школу успеет. По ее словам, в школе уже учатся дети с ДЦП, однако теперь закон позволяет создавать классы и группы для детей с особыми потребностями.
“В нашей школе инклюзивный класс будет открыт. У нас уже обучаются дети з ДЦП. Мы думаем о том, чтобы был безопасным вход, чтобы можно было заехать в здание школы на коляске. Однако несколько нозологий не могут обучаться в одном классе, поэтому мы будем разбираться по ходу дела. Но мы мы будем создавать инклюзивные классы и выполнять специальные условия”, – рассказала Светлана Олексюк.
В инклюзивном классе должно быть не более 20 учеников, из которых два-три – особенных ребенка. При необходимости с ребенком должен быть помощник. Детям с особенностями не обязательно учиться ради высоких баллов, школьную программу они могут усваивать по возможностям.
Если ребенок не может учиться в инклюзивном классе, он будет посещать специальный класс в рамках обычной школы. Он формируется из шести — восьми детей с особенностями. Инклюзия для таких детей заключается в том, что на переменах, в столовой они интегрируются в обычную школьную среду и при этом общаются с обычными детьми.
Сейчас большинство украинских школ архитектурно недоступны для детей с инвалидностью. По данным Украинского Хельсинскго союза по правам человека, из 17 тысяч учебных заведений только 91 имеет доступ до второго этажа для детей на инвалидных колясках. 25% школ не имеют доступа даже к первому этажу. Хотя в законе и указали, что местная власть должна организовать подвоз детей с особыми потребностями от дома до школы и обратно, в нем не указаны требования к приспособленности автобуса для всех детей с разными нозологиями – нарушениями опорно-двигательного аппарата, слуха, зрения. Также школам придется построить отдельные приспособленные для детей с инвалидностью туалеты.
 

Источник: Українські новини

Ми використовуємо cookies! Читати більше