Картина известного авангардного венгерского художника Роберта Берени “Спящая женщина с черной вазой” вернулась на родину через 90 лет после последнего публичного показа.
Работу, считавшуюся утерянной с 1928 года, обнаружил искусствовед и сотрудник Венгерской национальной галереи Гергели Барки, сообщает The Guardian.
“Спящую женщину с черной вазой” Барки обнаружил при просмотре детского фильма “Стюарт Литтл” со своей дочерью еще в 2009 году.
“Я не мог поверить своим глазам, когда я увидел потерянный шедевр Берени на стене позади Хью Лори, – рассказывает искусствове. – Я чуть не уронил Лолу (дочь Барки) от удивления”. “Исследователь никогда не должен забывать о своей работе, даже при просмотре рождественского фильма у себя дома”, – констатирует Барки.
Картина Роберта Берени исчезла в 1920-х, но Барки очень быстро ее узнал, хотя и видел ее только в черно-белых репродукциях с выставки 1928 года. Искусствовед работает над биографией известного художника.
После обнаруждения картины, Барки разослал множество имейлов создателям фильма, а также на киностудии Sony Pictures и Columbia Pictures. Ответ он получил только через два года – от одного из художников-постановщиков “Стюарта Литтла”.
“Она купила его за $500 в антикварной лавке в Пасадене, Калифорния, решив, что авангардный стиль подойдет для гостиной Стюарта Литтла”, – рассказывает Барки.
После того, как фильм сняли, художника выкупила ее у студии и повесила у себя дома. “Спящая женщина с черной вазой” должна уйти с молотка 13 декабря. Стартовая цена – около 110 тыс евро.
Художник Роберт Берени был лидером венгерского движения авангардных художников, которое называлось “Восьмерка”. Берени уехал в Берлин в 1920 году после того, как создал серию мобилизационных плакатов для коммунистической революции в Венгрии 1919 года. Художник получил образование в Париже. Считается, что на его творчество повлияли работы Поля Сезанна. Опыт, полученный в Париже, Берени смог передать своим коллегам в Венгрии. Работы Берени выполнены, в основном, в манере кубизма и экспрессионизма.
Покупатель “Спящей женщины с черной вазой” в 1928 году, по словам искусствоведа Гергели Барки, был, скорее всего, евреем и покинул Венгрию до или во время Второй мировой войны. “После мировых войн много венгерских шедевров утеряны и разбросаны по всему миру”, – говорит Барки.
Напомним, недавно в квартире покойного владельца коллекции модернистского искусства Корнелиуса Гурлитта нашли скульптуры, предположительно авторства Огюста Родена и Эдгара Дега.
Источник: Левый берег