Принятие обращения городского совета об одобрении Закона Украины “Об основах государственной языковой политики” прошло почти в единогласном порыве – оппозиция не пришла, а большинство в необходимости принятия закона поддержали ученые. Правда, даже в отсутствии правых в зале, нашлись те, кто голосовал против.
Внеочередной “языковой” сессии предшествовали пикеты – за принятие закона и против самого собрания. Коммунистов, которые не скрывали, что выступают за двуязычие, пытались перекричать и перегудеть свободовцы и представители “Молодої просвіти”. Правые утверждали, что их акция это часть общемирового выступления украинцев в защиту родного языка. При этом обе стороны апеллировали к Конституции.
Василий Билоус, ВО “Свобода”:
«Те що відбувається в сесійній залі Харківської міської ради, це фарс. Це фарс спрямований на те, щоб у чергове показати українцям, що в їх рідному домі має панувати хтось інший. Якийсь холуї кремлівські, які вважають, що узурпувавши в незаконний спосіб владу, вони вправі попрати конституцію кожного дня, голосуючи в неконституційний спосіб»
Алла Александровська, КПУ:
«Не признавать, что Украина многонациональная это значит обеднять Украину. Не признавать, что Конституция дает право всем языкам быть равноправными – это значит выступать против Конституции. Вот эти вот присутствующие здесь озабоченные националисты, они тупые, они этого не понимают, это их проблема. Но надо их воспитывать – вот мы и занимаемся их воспитанием»
В сессионном зале наоборот: никаких страстей, присутствующие обсуждали не столько законность принятия языкового закона, сколько общее право говорить меньшинствам на родном языке: не только россиянам, а например, гагаузам. Геннадий Кернес, который на каждом сессионном заседании выключает микрофоны с требованиями не делать на трибуне политические заявления, даже собственным региональным оппонентам, коммунистам, сегодня разрешил говорить сколько угодно. Но и себя также не ограничивал. Кроме депутатов местных и народных, для придания веса аргументам, пригласили ученых. О значении родного языка говорили не только языковеды, а также руководители института криобиологии и Политехнического университета. Правда, в отличие от политиков, ученые были менее радикальны. Закон одобряли, но охотнее дискутировали о значении русского языка на Слобожанщине и вкладе в него украинцев.
Сергей Куделко, историк:
«И когда потомок запорожских казаков, украинец Маяковский писал “Я русский бы выучил только за то, что на нем разговаривал Ленин…”
мы должны помнить о тех украинцах, тысячах, десятках тысяч, сотнях тысяч, которые внесли свой вклад в соседскую культуру, точно также как и русские внесли в нашу украинскую культуру»
Виль Бакиров, ректор ХНУ им. В.Н. Каразина:
«Можливо, не все в цьому законі до кінця продумано, не всі норми бездоганні. Й взагалі немає бездоганних законів. Можливо є над чом працювати, й якщо потрібно, Президент, після експертизи дасть відповідне доручення. Але принципи, які покладені в основу закону, вони не викликають жодних сумнівів. Прикро, що цей закон дехто спробує використати, як яблуко розбрату»
Виктор Колесник, кафедра конституционного права Юракадемии:
«Мне кажется, что эти некоторые неточности и неопределенные положения они могут усложнить реализацию этого закона, очень скоро он потребует внесения изменений. Мне кажется, что кроме всего, вместо политических и эмоциональных баталий, должен быть тщательный юридический анализ»
Екатерина Астахова, ректор НУА:
«Этот закон однозначно должен и может существовать. Другое дело тактика, которая предпринята при его осуществлении, при согласовании этого закона. Наверно, это стоило бы сделать тоньше, чтобы тончайшая языковая ткань не вызывала у наших граждан ощущение, что вопросы языка волнуют политиков только накануне выборов»
Мэра Харькова тактика и законность голосования в Верховной Раде не смутила. Спич Кернеса продолжался четверть часа, за это время он в хамской манере вспомнил всех идеологических оппонентов, назвав это толерантным разговором и призвал депутатов голосовать за обращение к Президенту и Верховной Раде об одобрении языкового закона.
Геннадий Кернес, мэр Харькова:
«Я как харьковский городской голова поддерживаю то решение, законопроект, который был принят. Я не буду давать оценку юридическую, какими карточками, кто голосовал, кто отказывается потом от своего голосования – это уже не интересно! Потому что если мы посмотрим на все законы, которые были приняты, в том числе, когда и оппозиции было большинство, и когда коалиционное большинство – они принимаются в одном ключе: полупустой зал, карточки голосуют. И вопрос этот уже другого уровня – политического, государственного – наша задача сказать, что мы за это»
Оппонировать Кернесу было не кому. Оппозиция в зале не появилась, чем то ли разозлила, то ли порадовала мэра.
Геннадий Кернес, мэр Харькова:
«Их нет, они трусы! Просто их не существует! Им видно деньги не заплатили, чтобы они на эту сессию пришли, и поэтому они без денег сюда не приходят! Поэтому я понимаю, что отсутствуют сегодня представители оппозиции»
Накануне даже не местные депутаты, а нардепы от “Батьківщини” объяснили, что они просто не хотят принимать участие в дискуссии, которую накануне выборов им навязывает власть. Уверены, что этот закон и последующее его обсуждение – это политтехнология от Партии регионов.
Николай Томенко, народный депутат, БЮТ:
«Складається враження, що влада кинула таке гасло: грабуй недограбоване! И поки ми будемо на телебаченні дебатувати про злочинний закон про мови, а він дійсно злочинний, то ще кожний день ми будемо отримувати переведення з державної власності в приватну десятки тисяч гектарів й нерухомості»
Андрей Шевченко, народный депутат, БЮТ:
«Владі сьогодні немає більше що сказати, держава знаходиться в десятці більш корумпованих держав світу, в трійці держав де найважче вести бізнес, й вони, зараз ця команда, буде робити все, щоб ми говорили не про те, як побороти корупцію, не про те, як створювати робочі місця, не про те, як робити зміни, яких чекають, а щоб ми говорили про мову. Тому я вважаю, що дуже важливо, щоб ми не дали їм шансу втягнути Україну в цю дискусію»
При этом, находясь в Харькове, оппозиционные парламентарии выразили свою поддержку протестующим, которые, из-за своей малочисленности, вызвали насмешки со стороны Харьковской городской власти. БЮТовцы продолжают настаивать на неконституционности этого закона, как через процедуру голосования, так и через нормы, которые, по их мнению, не предоставляют право меньшинствам свободно пользоваться своим языком, а осложнят и удорожат работу органов власти. Бороться против принятия закона оппозиционеры намерены на уровне Конституционного суда и парламента. Несмотря на то, что оппозиции на сессии не было, нашлись два человека, которые проголосовали против принятия обращения. Правда кто они, так и осталось тайной. На требование мэра показать себя, противники принятого решения не отреагировали.
Марина Николаева
Підписуйтесь на Telegram-канал “Новини АТН”