Министерство образования упразднило льготы для абитуриентов, которые готовились к вступлению на подготовительных курсах. А таких, по подсчетам педагогов, на отдельных специальностях было до 70%. Что касается остальных – ситуация осталась прежней. Получить место в ВУЗе вне конкурса имеют возможность 7 категорий льготников: инвалиды 1 и 2 группы, дети-сироты, дети погибших шахтеров, дети участников ликвидации и пострадавших от аварии на ЧАЭС, а также дети погибших милиционеров и военных. Абитуриенты этих категорий имеют право занять место в ВУЗах, набрав минимальный проходной бал по итогам тестирования – 124, при этом количество льготников законодательством не ограничено. При таких обстоятельствах за бортом нередко оказываются рядовые абитуриенты, даже с достаточно высоким результатом теста. По мнению директора центра оценивания качества образования Александра Сидоренко, льготным категориям абитуриентов необходима, в первую очередь, материальная поддержка государства, тогда как место в ВУЗ выглядит, скорее, как подачка.
Александр Сидоренко, дир.регионального центра оценивания качества образования:
“Надання пільг у вигляді диплому про вищу освіту, з моєї точки зору, не зовсім моральне, не зовсім правильне. По-перше, диплом про вищу освіту не завжди виконує ту функцію соціального захисту, яку він повинен виконувати, можна отримати диплом, але не значить, що ти отримаєш роботу.”
Татьяна Казакова преподает в университете 18 лет. На ее памяти немало случаев, когда талантливые абитуриенты не могли поступить на бюджетные места, но, с другой стороны, дети с ограниченными возможностями, как правило, старательные в учебе, рассказывает преподаватель.
Татьяна Казакова, преподаватель:
“Я помню на этом же курсе, двух социальных льготников, инвалидов по зрению, известного сейчас в городе журналиста, Володю Носкова и журналистку, которая сейчас работает в Киеве, Олю Попову.”
Сами студенты выступают за честную конкуренцию. Тем более, если конкурс на престижную специальность очень большой. По мнению молодежи, количество льготных мест стоит ограничить.
Тарас, студент исторического факультета:
“Чтобы была здоровая конкуренция. Да, может они действительно имеют социальные какие-то льготы, они естественно должны быть, но это образовательное учреждение и умственное развитие должно быть одинаковое.”
Людмила, выпускница филологического факультета:
“Как я считаю, я на каждом бы факультете сделала бы определенное количество льготных мест.”
Юлия, студентка философского факультет:
“Я считаю, что здесь нужен какой-то лимит.”
Дочь Ирины – Вероника – в этом учебном году закончит школу. За плечами девушки 10 по-настоящему блестящих лет учебы: победы на олимпиадах разного уровня по украинскому и русскому языкам, математике, истории, физике и химии, звания лучшего ученика 2008 года – и это еще не полный перечень достижений 16-летней девушки. Несмотря на это, родители Вероники хотят подстраховаться: будут подавать документы в несколько учебных заведений сразу. В знаниях дочери Ирина не сомневается, однако недоверие вызывает сама система.
Ирина Гонтар мать абитуриентки:
“Чернобыльцы, инвалиды, сироты – у них должна быть своя какая-то ниша, дети, которые занимались в течение 10 лет, во всех отношениях развитые, достойные, так сказать, тоже должна быть у них ниша.”
Небольшая ниша для талантливых детей все же осталась. Поступить в ВУЗ на льготных условиях имеют возможность победители всеукраинских олимпиад и конкурсов-защит Малой академии наук. Остальным абитуриентам придется рассчитывать не только на собственные знания, но и на удачу.
Лия Хмара