За спецсигналы – «сирены» и «мигалки», установленные незаконно, водителей будут штрафовать на 51 тысячу гривен или отправлять машину на спецплощадку. Соответствующий закон уже принят Верховной Радой и подписан Президентом. Вступить в силу он должен в начале апреля. Но автоэксперты не уверены, что владельцы дорогих авто избавятся от спецсигналов.
Ездить «с форсом» – означает получить преференции на дороге. Президентскую карету видно и слышно вокруг – ездить с сиреной и «мигалками» ему по статусу положено.
По правилам дорожного движения, услышав такой автомобиль, водитель должен принять в сторону, остановиться и предоставить привилегию на дороге. За неповиновение кроме штрафа можно получить и жезлом по машине, так произошло с журналистами одного из украинских каналов. Принять в сторону их водитель не смог из-за затора, чем страшно возмутил ГАИшников.
«Водитель е…й Тойоты, вправо принимаем!»
Кроме Президента, спикера и премьера устанавливать «мигалки» разрешено на служебных машинах правоохранителей, «пожарных», «скорых», машинах инкассаторов и охранников. Это – по закону. На самом же деле их устанавливают не только дети и внуки госслужащих, а все, у кого есть желание и деньги.
Сергей, стаж вождения 25 лет: «У кого спецсигналы эти – для них не существуют ни правых, ни левых, им – что «красный», что «зеленый», две сплошных, выскакивает на встречку, идет в лобовую, грубо говоря, по пешеходному – напротив парка Горького! У мамочки – он проедет по ее ногам, она будет идти на свой «зеленый» и не факт, что ты дойдешь! Крякает, кричит, мигает, но едет!»
Стоит подобное оборудование от 600-т гривен, предложений в Харькове достаточно, по телефону рассказал работник одной из СТО. Говорит: только один раз установил себе сирену владелец «9-ки», все остальные случаи – дорогие частные автомобили работников спецслужб и госслужащих. Тягаться с ними и доказывать свою правоту рядовые водители не торопятся, признаются: чаще всего уступают дорогу.
Григорий Иванович, стаж вождения 25 лет: «Не, ну то машины в основном людей таких великих, так сказать! Но зараз я не бачив, шоб як раньше, щас хоч трохи».
Сергей, стаж вождения 25 лет: «Еду как ехал, а зачем им уступать, вот если милиция с двумя «мигалками» – уступаем, конечно, а так!»
Уступать дорогу «особенным автомобилям» нужно, отмечают ГАИшники, и только если возникнут сомнения относительно законности установки спецприборов на чужом автомобиле, сообщать правоохранителям. С ними обещают разобраться по всей строгости закона, уже с апреля штрафы за незаконные сигналы увеличиваются в 50 раз – до 51-й тысячи гривен.
Это касается только синих и красных маячков, сигнала типа «сирена», отмечают харьковские ГАИшники, за различные «крякалки» и «пищалки» обещают не штрафовать.
Андрей Диченко, инспектор отдела организации работы ДПС областной ГАИ: «Касательно «крякалок», как вы выразились – это не спецсигнал, спецсигнал имеется ввиду типа «сирена», «крякалки» опять же ж, но ответственность, я думаю, не наступит, потому что это не специальный звуковой сигнал. «Крякают» и пусть «крякают» на здоровье! Это не дает преимущества на дороге никакого, и я не знаю, зачем это устанавливают!»
Кроме штрафов ГАИшник имеет право даже конфисковать автомобиль – по закону для того, чтоб отправить автомобиль на штрафплощадку на 3 дня достаточно только подозрения инспектора. Автоэксперты уверены: такая норма будет соблазнять ГАИшников злоупотреблениями и не исключено, что водитель сможет получить штраф, например, за детское ведерко синего или красного цвета, прикрепленное на крыше автомобиля.
Сергей Скороходов, активист «Дорожного контроля»: «Останавливает меня инспектор без чувства юмора и вменяет мне нарушение вот этой вот статьи и штрафует меня на 42 тысячи грн либо забирает автомобиль на штрафстоянку. И вот только из-за того, что инспектор решил, что это спецсигнал, меня привлекают к ответственности!»
Привлечь к ответственности владельцев «крутых тачек» местные ГАИшники вряд ли решатся, анализирует юрист Денис Журавель. За неделю работы в Харькове так называемых «кобровцев» было составлено более 3-х десятков протоколов за спецустройства, местные ГАИшники похвалиться подобной статистикой не могут. Журавель уверен: будут страдать как всегда незащищенные слои населения.
Денис Журавель, юрист Харьковского автоклуба: «Те, кто у нас являются неприкасаемыми, и нарушают правила движения постоянно, и используют без надлежащего разрешения спецсигналы, будут их использовать и дальше. То есть рычагов влияния на них обычного инспектора ГАИ до сих пор нету и ничего нового этот закон не предлагает. А те обычные незащищенные граждане, которые по тем или иным причинам установили приборы, похожие на спецсигналы, эти граждане так и будут не защищены и поддаваться так называемым «разводам»».
Станет ли меньше на дорогах незаконных «мигалок» и «сирен» будет известно уже скоро – жесткий закон уже приняли депутаты и подписал Президент. Вступит в силу документ уже в апреле.
Татьяна Доцяк