Вскоре рядом с уже привычными парковщиками, которых автовладельцы каждый день видят на улицах города, могут появиться их клоны. За создание КП «Харьковпарксервис» будут голосовать на следующей сессии горсовета. Чем будет заниматься новое учреждение, руководитель департамента транспорта Сергей Дульфан не разъясняет, бросил трубку. В пресс-службе говорят только: оно будет заниматься организацией парковочных мест. Почему этим не могут заниматься работники уже созданного учреждения, юрист Денис Журавель удивляется.
Денис Журавель, юрист Харьковского автоклуба: «Не понятна идея создания этого коммунального предприятия, так как уже действующее коммунальные предприятие имеет и состав сотрудников, и материальную базу, которая может выполнять те функции, которые хотят возложить на новое предприятие».
Скорее всего «Харьковпарксервис» создадут, чтобы отбелить запятнанную репутацию существующего предприятия, предполагает юрист, мол, те требуют деньги за стоянку автомобиля незаконно. Руслан Погонцев недавно наткнулся на нелегальную парковку. Говорит: не успел остановиться неподалеку от перекрестка Нариманова – Елизарова, как человек в разноцветной форме начал требовать деньги. Тот отказался, в ответ получил угрозы.
Руслан Погонцев, активист «Дорожного контроля»: «Ни для кого не секрет, если человек отказывается платить незаконно за парковку, он уезжает с парковки либо поцарапан, либо разбит, разбиты зеркала, фары».
Угомонился парковщик лишь после того, как Руслан пообещал вызвать милицию. Такое бывает на каждом шагу, рассказывают юристы, тема «как избавиться от надоедливого парковщика» очень популярна на автофорумах. Дело в том, говорит Журавель, что почти все парковки в Харькове нелегальные – закон, регулирующий их деятельность, вступает в силу только после Нового года и не оборудованы они должным образом.
Денис Журавель, юрист Харьковского автоклуба: «Буковка «Р», знак платных услуг «10-25-50», синяя разметка, специальным образом нанесенная на проезжую часть, и, соответственно, в подтверждение оплаты услуг парковки должны выдаваться фискальные чеки установленного образца. В то же время налоговый кодекс, который с 1-го января 2012 года устанавливает такую плату, он еще в этом плане не действует, поэтому все, что взимается сейчас на территории города Харькова, является инициативой местных властей».
То, что за парковку можно не платить, съемочная группа АТН убедилась на собственном опыте. Вместе с экспертом Харьковского автоклуба паркуемся на площади Свободы – там нет ни знака, ни разметки, вместо удостоверения – бейджик, за 5 гривен парковщик обещает какую-то квитанцию.
Вячеслав Иглин, эксперт Харьковского автоклуба: «Какие вы дает документы? – Квитанцию даю. – А можно посмотреть? Нужен же фискальный чек либо контрольный парковочный талон! – Нет, квитанция – это не годится. – Как это не годится? – Согласно постановлению Кабинета министров 1342 должен быть парковочный талон либо фискальный чек. – Вот нам выдало начальство … – А! Вам выдало начальство».
Десять минут разъяснений парковщику перерастают в угрозы руководством, Вячеслав просит ему позвонить – и снова несколько минут переговоров. Аргументы автоэксперта убедили начальника участка.
Вячеслав Иглин, эксперт Харьковского автоклуба: «Я могу не платить? То есть, имею право, ясно спасибо! Он сказал – имею право не платить! – Имеете, так имеете, ну он тогда, когда придет кассу брать, я ему тоже 50 грн. оставлю, скажу – имеет право».
Ежедневно парковщик должен сдать начальнику так называемую кассу – 100 грн., остальное забирает себе, рассказывает работник. В праздники удается заработать и 300 грн.. Говорит: только на площади Свободы работает около десятка парковщиков. В целом по городу набегает кругленькая сумма, предполагает экономист Сергей Беренда, но большая часть попадает не в городской бюджет, а в карман неизвестно кому. К тому же официально установленный горсоветом тариф – 1 гривна за час парковки, в реальности с водителей требуют в несколько раз больше.
Сергей Беренда, экономист: «С точки зрения доходов, которые получают эти парковки, опять же есть много договоров аренды, субаренды с коммерческими компаниями, которые этот процесс делают абсолютно непрозрачным, формирование этих доходов. А дают чеки, не дают чеки – это обычная проблема, которая есть не только на парковках, но и в других местах предпринимательской деятельности, где что-то пытаются мимо кассы получить».
Сколько именно за текущий год заработало КП «Муниципальная парковка» и почему предприятие не оборудовало соответствующим образом места парковки, его глава Сергей Лукьянов не говорит, ему отправлен официальный запрос. Едва ли не единственную парковку, которая почти полностью соответствует требованиям, нашел автоэксперт Вячеслав Иглин – как раз напротив горсовета, однако даже там, говорит, до 1 января можно не платить. Тем более что на таких парковках никто не отвечает за сохранность автомобиля и, если ее повредят, взыскать возмещение с арендатора земли не удастся.
Татьяна Доцяк