28 подписей собрала просьба, адресованная министру культуры Евгению Нищуку остановить “улучшение” площади Свободы. У авторов обращения, говорит одна из них Елена Рофе-Бекетова, не было цели собрать как можно большее количество подписантов. Важнее было – кто именно его поддержал. А это и потомки знаменитых харьковчан, создававших этот город, и нынешние специалисты – архитекторы и художники и те, кто прославляет родной город за рубежом. Сама Елена – потомок Бектовых – архитектора и академика и Алчевских, – уверена вмешиваться в ансамбль площади нельзя.
Елена Рофе-Бекетова:
Как правило, памятники, стеллы, памятные знаки устанавливаются в связи с каким-то событиями большими. На текущий момент, согласитесь, никакого события, достойного того, чтобы быть увековеченным в памятнике, не произошло.
А вот соавтор проекта и по совместительству главный архитектор Харькова Сергей Чечельницкий считает, что колонну в центре можно поставить и без юбилейной даты. По его словам, подобные монументы стоят во многих городах мира, и Харькову именно такой как раз и не хватает.
Сергей Чечельницкий, соавтор проекта:
Разной высоты ставили колонны и ставили наверху что-нибудь. И каждый раз, когда я проезжаю по какому-то красивому городу или на автобусе, или пешком, и смотрю на очередную колонну, я начинаю думать: «О! Почему же в Харькове у нас такого нет? Как мы проскочили, а если бы такая красавица стояла у нас, неужели наш город был бы хуже».
Обсуждать художественные достоинства или недостатки творения своих коллег, получившего в народе прозвище «одоробло», архитекторы, выступившие против колонны, считают не корректным. Но при этом однозначно подтверждают – ее появление негативно отразится на ансамбле площади.
Олег Дроздов, архитектор:
Это все-таки самая яркая часть харьковской истории. Очень важно понимать, что вот в той цельности, в которой есть, там каждый элемент, каждый фрагмент он является серьезным памятником и достаточно гармоничным, продуманным. В свое время делали исследование, там система осей и так далее – это такой очень точно сделанный комплекс. И тут не семь, а, наверное, больше раз отмеривать должен быть главным мотивом.
Сергей Чечельницкий, соавтор проекта:
Все вокруг, вокруг, вокруг и все остальные здания к конструктивизму не относятся. Они как гардина, чуть-чуть с сухариками, с портиками и именно здесь мы стилистически попадаем в площадь.
Действительно, с момента реализации всего ансамбля внешний вид площади изменился, говорят эксперты. Сегодня у нее есть свои проблемы – она, например, не очень приспособлена для пешеходов и чаще напоминает большую парковку. Сам Госпром до сих пор не имеет официального статуса наследия ЮНЕСКО. И, тем не менее, это памятник мирового уровня, вмешательство в архитектуру которого сродни вандализму.
Максим Розенфельд, архитектор-дизайнер:
Статус юридический не де-юре, де-факто – это памятник международного значения. И теперь представьте себе – Венере Милосской не хватает рук и какой-то скульптор, художник, талантливый, с репутацией, считает, что нужно объявить конкурс на проект доделывания, исправления, реставрацию, реконструкцию Венеры Милосской. Какую реакцию у вас это вызовет? Не трогайте руками. Единственное, что можно в этой ситуации делать – не трогать руками.
Письмо-обращение к адресату ушло 7 февраля. Но оно – лишь этап в борьбе за свободную площадь, уверены подписанты. И понадобится еще не одна акция и активная поддержка харьковчан, чтоб отстоять ее.