Это работы харьковских фотографов. С 60-х годов девятнадцатого века по 1917. Организаторы специально отбирали лишь дореволюционный период.
<b. Владимир Оглоблин, организатор выставки
“Есть фотографии до 17-го года, это какие-то просветленные, очень интересные, жизнерадостные лица. Есть фотографии 18, 19,20-х годов. Я там могу среди тысячи человек не найти ни одной улыбки.”
Владимир Оглоблин фотографией занимается 20 лет. Но когда к нему случайно попали несколько снимков работы Иваницкого, говорит, почувствовал настоящую профессиональную зависть.
Владимир Оглоблин, организатор выставки
“Так уже снимать не умеют. Это естественный свет, который люди использовали в 19-ом веке. Выдающиеся были мастера, выдающиеся портреты.”
Иваницкий – дворянин по происхождению. Возможно он и не увлекся б новомодной фотографией, если бы не крайняя бедность. Не окончив даже гимназию, он был вынужден пойти учеником к фотографу. И дела пошли столь успешно, что вскоре он смог выкупить фотоателье своего учителя.
Алексей Иваницкий, внук
“Иваницкий был дорогим фотографом, среди его работ вы не увидите простолюдинов. Он был допущен к царской фамилии.”
Придворный фотограф снимал не только торжества. Эти фотографии крушения царского поезда обошли весь мир. По счастливой случайности ни Александр Третий, ни его семья не пострадали. Позже на этом месте построили деревянный Спасов скит. Ужасы революции не обошли стороной фотографа. Осенью 19-го года Иваницкий поехал в Крым за женой и дочерью. Его дальнейшая судьба долгое время оставалась неизвестной.
Алексей Иваницкий, внук
“Ходили такие легенды, что он или расстрелян какими-то бандитами при остановке поезда еще по пути в Крым, или уже там его прибрало к рукам чека, и , как тогда было модно, когда этих контриков топили, баржу забивали и топили в море.”
Лишь год назад удалось разыскать дело Иваницкого. По решению чрезвычайной тройки его расстреляли в декабре 20-го. А в 30-е годы бесследно исчез личный архив Иваницкого. Его изъяли чекисты при аресте сына фотографа, осужденного за вредительство. Единичные снимки сохранились чудом.
История Харькова того же периода, в судьбах людей, мало известных широкой публике – тема выставки “Харьков. Ностальгия”. Документы, фотографии, дневниковые записи и письма из архивов. По крупицам собирались забытые факты, по обрывкам воспоминаний восстанавливались эпизоды жизни семей разных сословий.
Татьяна Бабина, директор Харьковского культурного центра “Сирин”
“ Мы мечтали рассказать нашим харьковчанам о тех людях, которые населяли город до революции, о харьковской старине, которая была загадочной, таинственной, но, тем не менее, притягательно благородной.”
Личные вещи почти не сохранились. Атмосферу и дух того времени авторы проекта передают в современных формах коллажей и инсталляций.
Харьковский актер Бир. Начинал как герой любовник в знаменитом театре Синельникова.
“ Нам удалось найти документы, которые подтверждают, что Бир был не только актером, но и великолепным режиссером. Он занимался раскадровкой фильма “Броненосец Потемкин” и с течением времени стал самым любимым помощником, фактически правой рукой, Эйзенштейна.”
Швейная машинка Зингер – собственность крестьян Пашневых. По тем временам – неслыханная роскошь. Но многодетная семья позволила себе такое приобретение и шитьем зарабатывала на жизнь, что позволяет предположить, что даже представители низшего сословия жили вполне благополучно.
Особый тон в жизни харьковского общества задавали интеллигентные женщины. Не только красотой, но и образованностью славились сестры Синяковы. В Харькове сохранился их дом, а в его окрестностях области – дача, в Красной поляне.
Вера Абрамовская, арт-директор клуба «Сирин»
“Они обладали удивительным даром – притягивать к себе людей творческих. Очень много поэтов, которые приезжали в Красную поляну, влюблялись в сестер и, вдохновляясь, писали и посвящали им стихи.”
В Надежду Синякову был влюблен Борис Пастернак. Музой и женой поэта Николая Асеева стала Оксана. Младшая из сестер – Вера – пленила знаменитых поэтов-футуристов – Велимира Хлебникова и Давида Бурлюка. Старшей – Зинаидой Синяковой, оперной певицей, был увлечен Владимир Маяковский. Любопытные открытия из биографии сестер Синяковых позволили автору экспозиции сделать довольно смелое предположение.
Вера Абрамовская
“Наверное, футуризм зародился в Харькове, потому что все футуристы приезжали сюда и писали свои стихи. Они были музами футуристов. Это уже известный факт.”
Историю княжеского рода Гедройц, упоминание о котором встречается еще в польских и литовских летописях 13 века, бережно хранят дизайнер Лидия Гедройц и ее отец. Княжна Вера Игнатьевна Гедройц была вхожа в императорскую семью и назначена ординатором госпиталя в Царском селе. Во время операций ей часто ассистировали сама императрица Александра Федоровна и ее дочери. А в анналы истории Вера Гедройц вошла как первая женщина-хирург, оперировавшая в боевых условиях.
Лидия Гедройц
“Во время русско-японской войны Вера Игнатьевна провела полостную операцию на поле сражения. Это была первая, как говорится, операция в мире и таковой она и осталась.”
Лица, судьбы, истории столетней давности. Жизнь города, как и жизнь человека невозможно ограничить рамками отдельных экспозиций. Старые фотографии и кадры хроники сейчас кажутся немного наивными, да и сама жизнь не такой стремительной. А лет через сто таким же бесхитростным и неспешным покажется потомкам и наш сумасшедший век.
Екатерина Хоменко, Юлия Безрукавая, Аркадий Шовский. Андрей Домовой, АТН.