В исследовании принимали участие деть 10-16 лет разных социальных прослоек из всех областей Украины. Обработка результатов осуществлялась методом контент-анализа и качественного изучения текстов детских произведений.
В результате анализа полученных произведений специалисты Института Горшенина сделали следующие выводы:
Интенсивное формирование нации происходит именно в возрастном интервале 12-16 лет – это дети, которые росли и входили в самостоятельную жизнь, уже во время независимости страны, поэтому дети самоидентифицируют себя как граждане Украины.
Главные характеристики – прагматичные, рациональные, реалистичные. Для сравнения: в 2007 г. такое же исследование проводили, тогда больше высказываний было абстрактно-патриотических. Сейчас четко сформулированная позиция на улучшение дел в стране, как во внутренней так внешней политике, экономике, экологии, в образовании и здоровье.
Для детей Украина существует как страна и с ней они связывают свое будущее.
В вопросах собственного жизненного будущего, дети демонстрируют самостоятельность и подчеркивают независимость от взрослых, ориентируются на карьеру, жизненный успех, а так же желают оставить память о себе.
Проблемы «Восток-Запад» для детей не существует, на их взгляд, это вопрос искусственный и выдуман политиками.
К политикуму относятся отрицательно или же негативно, власть подозревают в собственных интересах, всем политикам, без исключения указывают на «несерьезность».
В вопросах социальной политики допускают, что существует экономично-незащищенный слой общества, которым государство должно помогать, но в тоже время , большинство детей считают, что человек должен самостоятельно о себе беспокоиться и себя обеспечить. И скептически относятся к возможностям страны преодолеть социальные пороки.
Рыночные отношения воспринимают как норму.
В школе желали бы видеть должное материально-техническое обеспечение. Особое беспокойство у детей вызывает плохое (унизительное и агрессивное) отношение учителей и как последствие психологический дискомфорт.
На вопрос «С кем должна дружить и сотрудничать Украина» большинство ставит России на первое место. Даже те респонденты, которые ставятся к России негативно, в таком сотрудничестве видят смысл и рациональное зерно.
Будущее страны видят в реформах в образовании, профподготовке, модернизации рынка труда и социокультурных инновациях, которые будут рассчитаны на детей и молодежь. Ценности, которые принято называть европейскими, – демократические основы, свобода слова, свобода выбора, отсутствие преклонения перед властью, – дети воспринимают естественно, не сопротивляясь внутренне. Современные дети избежали периода «конфликта идеологий», они не склонны пользоваться двойными стандартами и демократическую европейскую перспективу Украины воспринимают как должное.
АТН