Чтобы основательно подойти к возведению собственной национальной системы, следует не менее основательно изучить систему, выстроенную противником. Такое мнение высказал эксперт Центра исследований армии, конверсии и разоружения Валентин Бардак.
Он предлагает схематично разделять информационные операции (ИО) по видам коммуникационных каналов. Понимая, что комбинация использования каналов может быть самой изощренной, вплоть до массированных информационных ударов по всему фронту. По его словам, сейчас можно выделить следующие ИО.
ИО в виде информационной провокации (дезинформации) с участием негосударственных структур или СМИ
Классическим примером может служить статья близкого к Кремлю политтехнолога Игоря Джадана «Механический апельсин» .
В ходе развернутой Россией войны в 2014 году чрезвычайно активно использовалась дезинформация, которая внедрялась через СМИ, преимущественно государственные. Российское агентство ИТАР-ТАСС превратилось в штаб информационных провокаций. Так, к примеру, сообщение ИТАР-ТАСС 27 сентября 2014 года можно считать типичным. В частности, по данным ИТАР-ТАСС, «в крупнейших городах юго-востока … жители Харькова, Днепропетровска, Одессы, Запорожья, Херсона и Николаева вышли на центральные улицы и площади своих городов с требованием к официальному Киеву прекратить поддерживать войну против населения Донецкой и Луганской областей. По данным организаторов акций, выразить свой протест против политики украинских властей вышли более 5000 человек», – отмечало издание. Стоит ли говорить, что подобные сообщения становились трубным зовом для других СМИ, в том числе, негосударственных.
ИО, проводимые научными или академическими структурами России
Независимо от принадлежности к государству, любую область науки в России жестко контролирует государство.
К сфере деятельности научных структур относится в первую очередь корректирование и переписывание истории. В период пиковых противостояний именно псевдоученые России, уполномоченные спецслужбами, вещали, что украинского языка не существует как такового. Как и украинского народа, который является частью русского народа.
ИО, проводимые официальными структурами, в том числе, первыми лицами государства
Ежегодно с определенной периодичностью по отношению к Украине возникали политические информационные акции с условными названиями – газовая, сахарная, сырная, мясная, конфетная войны. Вопрос нахождения Черноморского флота в Крыму Москва не забывала ни на минуту.
Естественно, иерархия тут играет ключевую роль, потому что между выступлением бывшего мэра Москвы Юрия Лужкова в Севастополе и программным спичем премьер-министра Владимира Путина на саммите НАТО в Бухаресте (2008) – пропасть. Но по сути обе спецоперации оформлены в орнамент по единой методике.
ИО, проводимые вслед за провокациями с участием силовых (армейских) структур России
Высадка десанта морской пехоты прямо на пляже в Феодосии в 2006 году уже претендует на классику. Но современные игры куда более опасны. Российские регулярные нарушения воздушных границ боевыми самолетами, причем, с явным бравированием и предельным риском, в самом деле, не раз ставили на кон жизни многих людей. Лишь решимость турецкого военно-политического руководства (давшего команду на уничтожение российского самолета-нарушителя) изменила ситуацию, хотя и накалила ее до предела.
ИО, проводимые вслед за провокациями с участием специально подготовленных групп населения, часто иностранного государства
Наиболее широкое распространение в современной гибридной войне получила имитация политических волнений и демонстраций с целью их специфического освещения и навязывания предубежденного восприятия событий.
«Возьмем эти случаи, когда весной 2014-го перед украинской армией перекрывали дороги – скажем, на станции «Ольховая». Железной дорогой подвозились наши БТРы, снимали их с платформ и отправляли на границу в Красную Таловку. Кто вышел этому препятствовать – бабушки-дедушки? Нет, вышли активисты Партии регионов. Которым за это заплатили» . Такие акции, как описанная экс-представителем Партии регионов, идеально подходят для создания телекартинок, информационных сообщений и статей – массовое распространение специально подготовленных материалов влияет практически на все фокус-группы.
Подмена картинок на телеэкране давно стала обычным для российских СМИ делом. А титульным листом самой гибридной войны 2014-2016 гг. стало применение нерегулярных военизированных групп, когда боевые действия ведут вооруженные гражданские лица совместно с российским спецназом в форме без опознавательных знаков. Это дало пищу для развития фантазии СМИ, причем сюжетно-тематическая картинка и само повествование менялось в зависимости от тех или иных корректив, вносимых спецслужбами и политтехнологами.
ИО, проводимые политиками или общественными деятелями иностранных государств («лидерами мнений» для конкретных фокус-групп)
Показательно и использование межличностных отношений первых лиц России. Как пример – кумовство с бывшим политиком Украины Медведчуком и создание последним специально под заказ Кремля общественно-политического движения.
ИО, проводимые на уровне международных организаций и международных конференций
Россия всегда с беззастенчивым цинизмом использовала международные организации для навязывания своей позиции по тем или иным вопросам. Трибуны ООН и ОБСЕ в этой связи нередко напоминали настоящие поля сражений. Следует отметить тщательную подготовку и проработку задач российскими участниками таких баталий.
Не секрет, что наиболее деструктивные позиции в ходе развязанной Москвой войны демонстрировала ОБСЕ. На одном из заседаний ОБСЕ в Берлине в апреле 2015 года автору этой статьи пришлось стать одновременно свидетелем и участником проводимой группой российских представителей спецоперации. Одним из посланий российских участников стало манипулирование понятиями, когда войну против Украины стали обозначать «украинским кризисом». После того, как в своем выступлении автор этой статьи назвал Россию вражеским государством, ведущим войну против Украины, российский посол мгновенно отреагировал, апеллируя к делегациям более 20 государств тем, что войны между Россией и Украиной быть не может, поскольку «имеется экономическое сотрудничество, сотрудничество в области энергопоставок, да и дипломатические отношения не разорваны». Фактически, это был элемент современной гибридной войны, в которой поле боя находится везде, а не только на линиях боевых столкновений.
ИО с использованием специфических коммуникационных каналов – книг, фильмов, специально построенных телепередач, использование монументов и выгодных образов прошлого
Начиная с 2008 года книжный рынок страны начал наводняться специальной литературой, исполняющей очень специфические функции. Перед российской элитой, реализовывавшей проект «Империя», встала взаимосвязанная тройная задача: отвратить западный мир от Украины, отвратить украинский народ от власти и возвратить идею о возврате к крепкой дружбе с Россией, естественно, в роли покорного придатка новой империи.
Нельзя не заметить поступательного изменения риторики и самой динамики продвижения книжных проектов на территории Украины. К примеру, достаточное профессионально исполненное исследование экспертов под редакцией Сергея Караганова «Россия и мир. Новая эпоха» навязывало идеи довольно аккуратно: «В случае нормализации и оптимизации экономических отношений с Россией и установления партнерских отношений с Европейским союзом Украина сохранит обнадеживающие перспективы роста. Однако если Киеву будет навязан процесс втягивания в НАТО, страну ожидает обширный социально-экономический и геополитический кризис, уничтожающий надежды на успешное развитие». И даже откровенно играя на команду Путина, эксперты слишком дорожили своими добрыми именами, чтобы не приписать несколько фраз об успехе Украины на евроатлантическом направлении. Но дальше книги стали все больше расширять среду воздействия, ориентироваться на их массовое прочтение. Тезис экспертов, упомянутый выше, ничем не изменился, он просто трансформировался в представлении. Причем по всем правилам черной риторики.
ИО «Создание и продвижение рейтингов»
Манипулирование цифрами всегда было частью информационных войн. Однако одним из отличий сугубо российских манипуляций со времен Сталина стало трепетное отношение к «вождям».
Так, проведенная информационная операция после силового захвата и аннексии Крыма искусственно подняла рейтинг В.Путина практически до сталинского. А именно, современная манипулирующая общественным мнением социология, «выдала» взлет показателей всенародной поддержки российского лидера до 88%.
Массированные ИО «Специальный мониторинг» СМИ
Примером такой массированной ИО могут служить контексты публикаций, зафиксированные ЦИАКР в августе 2009 года. Для продвижения разрабатывается и «запускается в СМИ по кругу» (то есть, СМИ с различными циклами выпусков, от информационных агентств до ежемесячных глянцевых журналов) смысловая картинка или ряд. Например, «Распад Украины в действительности неизбежен…». И производится обзор значительной части российских СМИ, что создает эффект массовости публикаций. На самом деле, это один из многих примеров информационных диверсий, отрабатывающих одну задачу.
Крупные комплексные ИО, проводимые искусственно созданными «лидерами мнений»
Этот подход является тщательно продуманным формированием структур и задач. Например, операция внедрения книги «Брат» сопровождалась созданием отдельной политической силы и предусматривала даже такую неслыханную для украинского книжного рынка ситуацию, как рекламу книги в метро. Отменно была проработана и роль пророссийского лидера украинской политической партии «Великая Украина».
Несколько слов о технологии воздействия. Сама по себе книга может и не читаться. Но используемая как информационный повод, при правильном распределении ресурса, она начинает «работать». Материалы о книге, как правило, проходят несколько взаимосвязанных кругов воздействия на аудиторию. Первый круг – «онлайновый», то есть, публикации, появившиеся тотчас после презентаций, блиц-интервью, чатов. Следующий круг касается ежедневных газет с небольшими информативными публикациями, до 3-4 тыс. знаков. Еще один круг – еженедельные и ежемесячные аналитические публикации в соответствующих газетах и журналах. Наконец, публикации в специализированных изданиях и упоминая, обсуждения во время работы круглых столов и международных конференций. Разумеется, эти круги воздействия направлены на совершенно разные, почти не пересекающиеся аудитории. Авторитетные исследования по медиапсихологии, например, Петера Винтерхоффа-Шпрука, утверждают, что при обсуждении проблемы до трех четвертых участников пользуются как раз вторичной, более короткой, более «упакованной» информацией, где достаточно упоминания ключевого тезиса и его аргументации. Таким образом, в отдельно взятом случае с российскими книгами на украинском рынке, мы можем констатировать: они являются частью продуманной, тщательно выверенной во времени и в пространстве, подрывной информационной войны.
И все-таки, несмотря на глобальный размах России на информационном фронте, кремлевская информационная машина, которую представляют неким доминирующим информационным монстром, стала пробуксовывать. Мировая общественность в лице преимущественно волонтерских организаций совершила значительный скачок для расшифровки кремлевских «смысловых галлюцинаций», подключились к этому процессу и государственные службы многих государств. Тем не менее, западное сообщество и Украина еще далеки от того, чтобы сделать противодействие системным, технологически отлаженным и эффективным. Кремлевский пропагандистский аппарат создавался десятилетиями, обкатываясь на военных конфликтах в Чечне, Южной Осетии, Абхазии, Приднестровье, Крыму.
Но война не закончена. Информационный фронт открыт и работает. А значит, есть смысл изучить тактику и стратегию действий противника, чтобы начать проводить упреждающие удары.