Верховная Рада Украины поддержала в первом чтении законопроект № 2831-3 “О местных выборах”. За соответствующее решение проголосовал 271 нардеп при 226 минимально необходимый.
Также депутаты 242 голосами поддержали подготовку этого законопроекта ко второму чтению по сокращенной процедуре.
Авторами законопроекта № 2831-3 выступили депутаты Вадим Денисенко, Сергей Алексеев, Игорь Попов, Юрий Чижмарь, Елена Ледовских.
Отметим, во время рейтингового голосования Рада поддержала закон о местных выборах Денисенко – Алексеева. За этот документ проголосовали 222 нардепа. За остальные два документа № 2831-1 и № 2831-2 проголосовали 88 182 нардепы соответственно.
Законопроектом предлагается новая редакция закона Украины, который определяет основные принципы, организацию и порядок проведения выборов депутатов Верховной Рады Автономной Республики Крым, областных, районных, городских, районных в городах, сельских, поселковых советов, сельских, поселковых, городских голов, положения которого также предлагается согласовать с положениями законов Украины “О добровольном объединении территориальных громад”, “О местном самоуправлении в Украине” и законодательно обеспечить избрание старост.
Законопроектом, в частности, предусматривается, что местные выборы будут проходить по следующим избирательными системами:
1) депутатов сельских, поселковых советов – сохраняется действующая на сегодня мажоритарная система относительного большинства в одномандатном избирательном округе;
2) депутатов Верховной Рады Автономной Республики Крым, областных, районных, городских, районных в городах советов – по пропорциональной избирательной системе с преференциями (выборы в многомандатном избирательном округе, что совпадает с территорией Автономной Республики Крым, соответствующей области, района, города, района в городе, за избирательными списками местных организаций партий (блоков) с одновременным выдвижением кандидатов в территориальных округах, на которые делится многомандатный округ);
3) городских голов (городов, количество избирателей в которых равно или больше чем 90 тысяч) – по мажоритарной системе абсолютного большинства в едином одномандатном избирательном округе.
4) сельских, поселковых, городских (городов, число избирателей в которых меньше чем 90 тысяч) голов, сельских старост – по мажоритарной системе относительного большинства в едином одномандатном избирательном округе.
В законе предлагается четко установить количественный состав соответствующих местных советов, который будет определяться Центральной избирательной комиссией до начала избирательного процесса очередных выборов в зависимости от количества избирателей, которые относятся к соответствующей территориальной общины, проживающие на территории области, района, района в городе. Минимальное количество депутатов совета – 10 при численности избирателей до 500, максимальная – 80 депутатов при численности избирателей свыше 1,5 млн.
С целью проведения выборов депутатов Верховной Рады Автономной Республики Крым, областных, районных, городских, районных в городах советов территория многомандатного округа будет состоять на территориальные округа, количество которых равно количественному составу соответствующего совета.
С целью упорядочения территориальной организации выборов предлагается вынести за пределы избирательного процесса формирования состава территориальных избирательных комиссий и образования ими территориальных округов. За счет этого сохраняется существующая продолжительность избирательного процесса – 50 дней.
Учитывая особенности предложенной избирательной системы законопроектом предусматривается возможность образования на местном уровне избирательных блоков местных организаций политических партий, что будет способствовать развитию местных партийных ячеек и воспитанию местных лидеров, как необходимых мер на пути укрепления кадровой и функциональной способности органов местного самоуправления.
Итак, выдвижение кандидатов будет осуществляться местной организацией партии (блоком) не более как по два кандидата в каждом территориальном округе. При этом все кандидаты в депутаты, выдвинутых местной организацией партии (блоком) в территориальных округах, включаются к единого избирательного списка кандидатов от этой местной организации партии (блока) в соответствующую раду.
Законопроектом предусмотрено, что голосование проводится с помощью бюллетеня, в котором указаны названия местных организаций партий (блоков) и фамилия кандидата, выдвинутого соответствующей местной организацией партии (блоком) в округе. Избиратель имеет один голос. В случае, если регистрация кандидата, выдвинутого в территориальном округе, отменен, избиратель имеет возможность проголосовать за местную организацию партии (блок), которая его выдвигала. Голос избирателя считается одновременно голосом за местную организацию партии (блок) и за кандидата, выдвинутого ею (им) в этом территориальном округе.
По результатам голосования участковая избирательная комиссия подсчитывает количество голосов, поданных за каждую местную организацию партии (блок). Промежуточные территориальные избирательные комиссии устанавливают лишь промежуточные итоги голосования отдельно по каждому территориальному округу и передают их в территориальную избирательную комиссию, которая устанавливает результаты соответствующих выборов.
Предлагается установить дифференцированный избирательный барьер – 5 % голосов избирателей, поданных за избирательные списки местных организаций партий в пределах многомандатного округа, и 7% – для избирательных блоков местных организаций партий.
Количество голосов избирателей, полученных местной организацией партии (блоком) и кандидатом, выдвинутым ею (им) в соответствующем территориальном округе, определяет уровень личной поддержки кандидата. Соответственно, в зависимости от этой поддержки будет определяться рейтинг кандидата в избирательном списке местной организации партии (блока).
Распределение голосов между кандидатами от местной организации партии (блока) осуществляется согласно их очередности в избирательном списке, установленной решением территориальной избирательной комиссии на основе рейтинга.
Итак, с одной стороны сохраняется связь избирателя с кандидатами, однако решается основная проблема мажоритарной избирательной системы – “покупка округа”. С другой стороны, исправляется существующий недостаток чрезмерной “политизации” местных выборов, ведь участие в выборах местных организаций политических партий потребует выдвижения реальных кандидатов в территориальных округах, проведения настоящей избирательной кампании и работы с избирателями. При таких условиях конкуренция партийных лозунгов, брендов, лидеров сменится конкуренцией идей и реальных действий.
Также, отмечаем, что форма бюллетеня и процедура голосования, обусловленные предложенной избирательной системе, являются простыми и понятными для избирателя. Фактически метод голосования, путем проставления в бюллетене одной отметки, не будет отличаться в зависимости от вида местных выборов, а потому не потребует дополнительного разъяснения избирателям и может быть применен в ближайшее время. При этом, ожидается сохранение привычного размера избирательного бюллетеня, в дополнение к его простоты, не будет создавать дополнительных трудностей в работе избирательных комиссий при подсчете бюллетеней, установлении итогов голосования, а потому не потребует дополнительного обучения членов комиссий. К тому же, процедура составления протоколов избирательных комиссий, их содержание и форма также не будут существенно меняться.
Кроме того, по предложенной моделью потребность в проведении промежуточных выборов будет отсутствовать. В случае досрочно прекращения полномочий депутата, избранным признается следующий по очередности кандидат в списке местной организации партии (блока), составленном по результатам выборов в соответствии с уровнем поддержки каждого кандидата. В случае исчерпания списка местной организации партии (блока) мандат остается вакантным до избрания нового состава совета.
Также Законопроект содержит усовершенствованы положения относительно прозрачности финансирования избирательных кампаний, выстраивает четкую и понятную систему взаимодействия избирательных комиссий при подготовке выборов, установлении итогов и результатов голосования. С целью повышения прозрачности и открытости избирательного процесса, недопущения нарушения требований относительно двойного баллотирования” проектом Закона предлагается также задействовать возможности органов ведения Государственного реестра избирателей в части регистрации кандидатов, информирования избирателей о зарегистрированных кандидатах, передачи итогов и результатов голосования.
Законопроектом предлагается внести изменения в Кодекс административного судопроизводства Украины, законов Украины “О местном самоуправлении в Украине”, “О Государственном реестре избирателей”, “Об осуществлении государственных закупок”, “О статусе депутатов местных советов” и др
Источник: РБК-Украина