США оттеснили ее за счет бурно растущей разработки “нетрадиционных” источников, таких как сланцевый газ. Несколько лет назад российский “Газпром” заговорил о том, что он становится первой в мире энергетической компанией стоимостью триллион долларов, но с тех пор многое изменилось.
В прошлом году рецессия привела к сокращению потребления газа в Европе и снижению среднесрочного прогноза по спросу. Более того, благодаря буму сланцевого газа США гораздо меньше нуждаются в импортируемом СПГ, чем предполагалось ранее. СПГ перенаправляется в Европу, что ведет к падению текущих рыночных цен на газ, а это представляет угрозу для формулы контрактов “Газпрома” с европейскими потребителями, по которым цены на газ связаны с ценой на нефть.
Теперь “Газпром” согласился подправить ранее неприкосновенные контракты на трехлетний “кризисный” период. До 15% продаж таким потребителям, как немецкий Eon Ruhrgas, итальянский Eni и французский GDF Suez, будет привязано к спотовым ценам.
“Надежды “Газпрома” стать значительным экспортером в США не оправдались из-за сланцевого газа, а перспективы стать крупным поставщиком в Китай остаются такими же отдаленными, как и прежде. “Газпром” должен сделать больше, чтобы убедить акционеров уменьшить свою скидку для российского рынка, который сам по себе невероятно дешевый”, – говорится в статье.