Многие украинские предприниматели считают, что ведение бюджета — это сложное и ненужное занятие. Несмотря на популярность такого подхода, безответственное отношение к бюджетированию может стать причиной краха бизнеса в течение короткого периода времени. Если же вы хотите добиться успеха в бизнесе, достигая поставленных целей и составляя достойную конкуренцию на рынке, ведение бизнеса является обязательным требованием. Нужно лишь глубже разобраться в этой теме и иногда уделять немного времени.
Многие новички и опытные бизнесмены не знают, как правильно вести бюджет фирмы. Как раз для таких предпринимателей компания «Новая почта» запустила проект «Школа бізнесу Нова пошта», который направлен на оказание помощи в развитии представителям малого и среднего бизнеса в Украине. На сайте online.novaposhta.education/ каждый желающий может записаться на онлайн-интенсив, где в записях лекций опытные украинские практики бизнеса рассказывают, как наладить бизнес-процессы и вывести собственное дело на новый уровень. Мы же предлагаем изучить ключевые моменты ведения бюджета фирмы.
Главные преимущества бюджетирования
Бюджет организации представляет собой подробный план с указанием доходов и расходов по каждой статье за определенный промежуток времени. Как правило, бюджет составляют на календарный год, но фирмы могут увеличить или уменьшить данный срок в индивидуальном порядке. Так, для маленьких фирм точно составить план доходов и расходов на несколько лет очень сложно, а для крупных компаний составление бюджета на месяц становится нецелесообразным.
Ведение бюджета дает бизнесу такие преимущества:
- Помощь с анализом работы фирмы. Планирование позволяет отстраниться от рабочего процесса и со стороны взглянуть на компанию — часто это показывает, какие ошибки совершает руководитель при управлении. Так, в рабочей рутине с постоянной нехваткой времени очень трудно оценить целесообразность затрат на аренду помещений, рекламные кампании. А составление и исполнение бюджета помогает обратить внимание на такие мелкие, но важные моменты.
- Улучшение контроля финансовых потоков при наличии четкого понимания целей и путей их достижения. «Много заработать» — это не цель, а скорее мечта. «Много» — неконкретное значение. За какое время можно заработать это «много», что нужно для этого делать? При грамотном ведении бюджета таких вопросов не возникнет, ведь вы будете четко понимать, сколько, как быстро и каким способом заработать конкретную сумму денег. И это уже выглядит как цель, а не мечта.
- Поддержание дисциплины, исключение непредсказуемых расходов, предотвращение финансовых обвалов. При получении оплаты за крупные проекты руководителям сразу хочется потратить средства на обновление техники, организацию корпоративной вечеринки для сотрудников и т. д. Если грамотно вести бюджет с планированием расходов и четко его соблюдать, то желание потратить сразу все доходы сойдет на нет, что в итоге позволит увеличивать чистую прибыль.
Фазы бюджетного цикла
Ведение бюджета фирмы включает в себя три основные фазы:
- Планирование. Это самый важный этап бюджетирования, поскольку даже малейшая допущенная ошибка может привести к крупным тратам. Планирование предусматривает оценку и прогнозирование спроса на предлагаемую продукцию или услуги, определение и учет переменных, а также постоянных расходов, составление плана по отдельных статьям бюджета с назначением ответственных лиц, которые будут отвечать за их соблюдение.
- Контроль. На данном этапе осуществляется фиксирование расходов и доходов в процессе ведения бизнеса. Учетный период лучше разбивать на короткие промежутки (кварталы, месяцы), что позволит более четко понимать показатели, на которые нужно равняться. Благодаря этому можно корректировать работу фирмы при возникновении определенных проблем.
- Анализ. При исполнении бюджета важно проводить анализ прошедшего периода, сравнивать плановые показатели с фактическими, определять успех достижения поставленной цели, составлять список факторов, которые должны быть учтены в последующем бюджете.
Несмотря на внешнюю сложность данного цикла, ведение бюджета является относительно простой задачей — нужно только лишь начать. Со временем данная задача станет идеально отлаженным процессом, который станет ключем к успешному развитию фирмы.
Підписуйтесь на Telegram-канал “Новини АТН”