На рынке небанковских кредитных учреждений раскрыта очередная афера. После того как правоохранительные органы возбудили уголовные дела в отношение должностных лиц кредитных союзов “Феникс-Черкассы” и “Финансовые традиции”, регулятор приостановил действие их лицензий на привлечение депозитов. Участники рынка считают, что вернуть около 45 млн грн вкладчикам можно будет только если кредитные союзы сохранили качественный кредитный портфель.
Нацкомиссия, осуществляющая госрегулирование в сфере рынков финансовых услуг, в середине января временно приостановила действие лицензий двух кредитных союзов (КС), сообщил “Ъ” источник в комиссии. Черкасскому союзу “Феникс-Черкассы” запрещено предоставлять финансовые кредиты за счет привлеченных средств, кроме взносов (вкладов) членов КС на депозитные счета, а черновицкому союзу “Финансовые традиции” — привлекать взносы (вклады) членов КС на депозитные счета и осуществлять кредитование за счет этих средств. “Процедура возобновления действия лицензии настолько сложна, что проще получить новую”,— сказал собеседник “Ъ”. Согласно проектам решений регулятора (копиями располагает “Ъ”), в обоих случаях основанием для приостановки лицензии стало отсутствие КС по месту регистрации.
Получить официальный комментарий комиссии не удалось, а источник пояснил, что поводом для проверки кредитных союзов стало возбуждение уголовных дел в отношении их руководителей. По его словам, КС “Феникс-Черкассы”, созданный представителями правоохранительных органов (для начала работы необходимо 50 членов), к июлю 2012 года сформировал депозитный портфель на сумму свыше 25 млн грн. КС “Финансовые традиции” привлек у граждан не более 20 млн грн.
В управлении МВД в Черновицкой области сообщили “Ъ”, что старший следователь отдела расследования особо тяжких дел и преступлений, совершенных организованными группами и преступными организациями Вельничук Я. 12 октября 2012 года возбудил в отношении должностных лиц КС “Финансовые традиции” уголовное дело. Им инкриминируется преступление по ч. 4 ст. 190 Уголовного кодекса (“мошенничество, совершенное в особо крупных размерах или организованной группой”). Статья предусматривает наказание — лишение свободы на срок от 5 до 12 лет с конфискацией имущества.
В управлении МВС в Черкасской области на запрос “Ъ” ответили, что 19 июня 2012 года было возбуждено уголовное дело по ч. 4 ст. 191 УК (“присвоение, растрата имущества в больших размерах или завладение им путем злоупотреблением служебным положением”) в отношении председателя правления КС “Феникс-Черкассы”. Ему грозит лишение свободы на срок от 5 до 8 лет с ограничением занимать определенные должности в течение трех лет. Бывший руководитель пытался обжаловать постановление о возбуждении уголовного дела в судах. “Кредитный союз лопнул, а людям деньги не отдают. Установить, куда ушли деньги, нет возможности, поскольку постановление о возбуждении дела несколько раз отменялось судом”,— отметили в управлении.
О том, что у “Феникс-Черкассы” были проблемы, говорят и участники рынка. “Они выдавали рисковые кредиты, к тому же, у союза была агрессивная политика развития — открывались новые филиалы, что не было подкреплено капитализацией КС”,— сказал руководитель одного из союзов. Черкасский КС раньше был кандидатом на участие в объединении КС “Программа защиты вкладов”. “Однако его исключили в связи с невыполнением наших требований и рекомендаций”,— рассказал председатель правления “Программы защиты вкладов” Иван Вишневский.
Выявить потенциально проблемные организации сложно даже отраслевым ассоциациям. По словам президента Всеукраинской ассоциации кредитных союзов Виктории Волковской, чтобы не допустить приема подобных КС в объединения, необходимо собирать информацию о союзах “на местах”. “Если представитель в регионах нам говорит, что у союза есть проблемы и нужно принять определенные меры, а КС не соглашается с таким решением, то мы рассматриваем вопрос о его исключении. Как показала практика, спустя некоторое время после появления таких “первых звоночков” у КС начинаются проблемы. И этому есть логическое объяснение: в ассоциацию КС предоставляют отчетность, которая очень хорошо “подчищена””,— отметила она.
Вернуть средства можно в том случае, если нет факта их кражи, считает Иван Вишневский. “Если за счет привлеченных средств выдавались кредиты, а заемщик не умер и не выехал за рубеж, то хотя бы часть средств вернуть можно. Если же средства были попросту потрачены, в том числе на операционные расходы, то практически нет шансов вернуть их”,— добавил он.
Источник: Коммерсант
Підписуйтесь на Telegram-канал “Новини АТН”