Кабинет министров нашел применение 7,2 млрд грн, вырученным “Укравтодором” за счет выпуска облигаций — то есть большей части денег, которые будут потрачены в этом году на украинские дороги. Не менее трети этой суммы пойдет на ремонт и строительство всего в двух областях: Донецкой и Днепропетровской. А о том, чтобы радикально изменить ситуацию в отрасли, в правительстве даже не задумываются. Вчера премьер-министр Николай Азаров заявил: чтобы привести дороги в более или менее нормальное состояние, необходимо 500 млрд грн.
В распоряжении “Ъ” оказался проект постановления Кабинета министров с перечнем объектов строительства и ремонта автодорог страны в 2013 году. Документ определяет, куда и на что будут потрачены 7,28 млрд грн, которые в марте “Укравтодор” получил от продажи своих облигаций Укрэксимбанку, Ощадбанку, Укргазбанку и Дельта Банку. Заместитель главы “Укравтодора” Владимир Галушко сообщил вчера “Ъ”, что проект был принят на заседании правительства 20 марта.
Основная часть средств — 6,98 млрд грн — пойдет на строительство, реконструкцию, капитальный и текущий ремонты автодорог общего пользования государственного и местного значения. Еще 300 млн грн планируется потратить на пять автодорог международного значения: Киев—Ковель—Яготин, Киев—Чоп, Киев—Харьков—Довжанский, Киев—Чернигов—Новые Яриловичи и Киев—Одесса. Свыше трети всей суммы привлеченных денег (2,25 млрд грн) получат две области — Донецкая и Днепропетровская. Для сравнения: Херсонской и Хмельницкой областям достанется 249,17 млн грн и 168,88 млн грн соответственно, Волынской — 104,3 млн грн.
Явную диспропорцию в распределении средств между регионами Владимир Галушко объяснил тем, что “объекты для строительства, реконструкции и ремонта отбирались по степени социальной и экономической важности”. “Например, в Днепропетровской и Донецкой областях будет достроена дорога, которая свяжет Львов с Луганском, что позволит выполнить поручение президента Виктора Януковича доезжать за 11-13 ч из одного конца страны в другой”,— отметил господин Галушко. По его словам, в 2011 и 2012 году, напротив, большая часть средств направлялась в западные регионы: “У нас автодороги общего пользования соединяются между областями и городами, поэтому происходит дисбаланс выделения средств на тот или иной регион”.
Несмотря на плачевное состояние украинских автомобильных дорог, в правительстве не намерены увеличивать сумму затрат на их ремонт. Напомним, в 2012 году “Укравтодор” потратил на дорожные работы 6,95 млрд грн. В текущем году “Укравтодор” планировал привлечь на эти цели 14 млрд грн путем выпуска облигаций, но смог привлечь только половину (см. “Ъ” от 7 марта).
Эти средства — практически единственные, которые в этом году получит “Укравтодор” на ремонт и строительство дорог. Из госбюджета на нужды “Укравтодора” планируется выделить 13,65 млрд грн, но из них только на выплату процентов по взятым ранее кредитам “Укравтодора” из спецфонда госбюджета будет направлено 8,4 млрд грн.
Аналогичная ситуация была и в прошлом году: из 9,4 млрд грн на выплату процентов было направлено 5,7 млрд грн. А согласно программе развития автодорог до 2018 года, ежегодно “Укравтодору” требуется 50 млрд грн финансирования. Впрочем, в “Укравтодоре” рассчитывают еще и на кредитные средства. “В 2013 году планируется привлечь 3,1 млрд грн у Европейского банка реконструкции и развития и Всемирного банка”,— сообщил Владимир Галушко.
Вадим Гуржос, руководивший “Укравтодором” в 2008-2010 годах, считает: для того, чтобы вывести украинские автодороги на качественно новый уровень, “необходимо увеличить ежегодные вложения в разы”. “Чтобы привести дороги в более или менее приличное состояние, нужно вложить 500 млрд грн”,— заявил вчера премьер-министр Николай Азаров. По его словам, по уровню развития ВВП Украина находится “где-то в 1980 году”. “А мы хотим за 30 лет, ничего не вкладывая, вдруг иметь хорошие дороги — вдруг и сразу”,— негодовал премьер.
Впрочем, эксперт Центра политического и экономического анализа Вадим Слободянюк считает, что основная проблема качества автодорог — неэффективное использование выделяемых средств. “Несмотря на то что и рабочая сила, и строительные материалы в Украине дешевле, чем в Западной Европе, стоимость и обслуживание украинских автодорог зачастую обходится дороже, не говоря уже о несоблюдении технологии”,— отмечает он. Поэтому, по его мнению, в первую очередь необходимо поменять сам подход к строительству и ремонту автодорог в Украине. “В противном случае ситуацию не изменить”,— считает господин Слободянюк.
Источник: Коммерсантъ-Украина
Підписуйтесь на Telegram-канал “Новини АТН”