Бывший генеральный прокурор Юрий Скуратов, что убийство тележурналиста Владислава Листьева и сейчас еще можно раскрыть. Следователям в свое время удалось собрать хорошую доказательную базу, а довести расследование до конца помешали политические мотивы. В материалах дела значатся фамилии конкретных подозреваемых – как в исполнении убийства, так и в его организации.
По данным “Росбалта”, эти люди после вынужденного бегства вернулись в Россию, ни от кого не скрываясь, они живут в Москве. По мнению Скуратова, после опубликованных заявлений Константина Эрнста расследование должно быть возобновлено.
Страсти вокруг “дела Листьева” разгорелись после того, как журналист Евгений Левкович разместил в своем блоге на портале “Сноб” интервью с генеральным директором Первого канала Константином Эрнстом, взятое еще в 2008 году. При этом автор опубликовал и те фразы, которые, по его уверению, Эрнст сделал при выключенном диктофоне. Так, среди прочего, гендиректор Первого канала рассказал журналисту о событиях, предшествовавших гибели Владислава Листьева, и заявил: “Я знаю, кто убил Влада…Этот человек жив”. По уверению Левковича, не под запись Энрст якобы сообщил, что Листьева “заказал” бизнесмен, а ныне сенатор Сергей Лисовский. Сам Эрнст опроверг радио “Эхо Москвы” подобные высказывания о Лисовском. Сам сенатор назвал все это “глупостью”, еще раз заявив, что к смерти журналиста не причастен.
На самом деле на сенсацию произошедшее никак “не тянет”: Лисовского допрашивали по “делу Листьева”, его фамилия неоднократно упоминалась в связи с громким преступлением. Он никогда не скрывался от правоохранительных органов, в отличие от предполагаемых организатора убийства — солнцевского “авторитета” Игоря Дашдамирова и исполнителей – братьев Александра и Андрея Агейкиных.
В интервью Эрнст отметил, что доказательств виновности “заказчика” уже не найти. Видимо, это связано с тем, что бытует странная версия, якобы все лица, которые могли быть причастны к убийству, за исключением “заказчика”, давно мертвы. Однако, по данным “Росбалта”, это не так. И Дашдамиров, и Андрей Агейкин после бегства вернулись в Россию и последние годы проживают в Москве.
По версии Генпрокуратуры, сразу после убийства Владислава Листьева в марте 1995 года предполагаемые исполнители, которые и могли стрелять в журналиста – Александр и Андрей Агейкины, — покинули Россию и скрылись на территории Израиля. Как только следователи установили этот факт и направили в Израиль соответствующий запрос, Александр Агейкин был обнаружен мертвым в одном из отелей Тель-Авива. По официальной версии, он скончался от передозировки наркотиков. Однако в ГП подозревали, что смерть могла быть не случайной: в последнее время Александр говорил знакомым, что раскаивается в убийстве Листьева, ему жалко этого человека. На допросах он явно не стал бы молчать.
В 1999 году в отставку был отправлен генпрокурор Юрий Скуратов, при котором и было проведено большинство следственных действий по “делу Листьева”, появилась версия о возможной причастности к преступлению Лисовского, Агейкиных и Дашдамирова. Сразу после этого Андрей Агейкин вернулся в Россию, три года работал в разных фирмах. А потом Генпрокуратура и МВД объявили, что “знают исполнителей” убийства. После этого Агейкин вновь исчез из страны. В 2007 году, вскоре после того, как расследование “дела Листьева” было приостановлено, он вновь объявился в Москве, где и проживает по сей день. По данным “Росбалта”, он купил себе квартиру, а буквально осенью 2012 года приобрел новенький внедорожник.
Игорь Дашдамиров (Душман), который, по версии следствия, получил от “заказчика” задание устранить Листьева, а также подобрал исполнителей в лице братьев Агейкиных, был задержан спецслужбами Грузии в 1996 году. Вскоре его экстрадировали в Россию, правда, не по “делу Листьева”, а по обвинению в изнасиловании. Дашдамирова неоднократно допрашивали в рамках расследования убийства тележурналиста. Он свою вину отрицал, как и знакомство с предполагаемым “заказчиком”. Последний тоже заявлял следователям, что с Дашдамировым никогда не общался. Потом, в ходе обысков, у обоих изъяли записные книжки, где были указаны их телефоны. Свидетели тоже подтвердили, что мужчины ранее встречались. Под гнетом этих улик предполагаемый “заказчик” и Дашдамиров все-таки признали факт общения друг с другом, но не более того. В отсутствие весомых доказательств причастности к убийству Листьева Дашдамирову предъявили обвинение только в изнасиловании, он получил 3,5 года тюрьмы и уже в 1999 году вышел на свободу. После этого Душман создал в Москве две фирмы, занимался бизнесом. В 2004 году он, как и Андрей Агейкин, на время покинул Россию, а вернулся в том же 2007 году. Сейчас Дашдамиров проживает в Москве, в 2011 году он приобрел себе новый внедорожник Toyota Land Cruiser 200.
Получается, что все основные фигуранты “громкого дела”, за исключением умершего Александра Агейкина, находятся под боком у следователей и оперативников, ни от кого давно не прячутся. Важные свидетели, как Константин Эрнст, могут сообщить нужную информацию. Однако расследование уже много лет не двигается с мертвой точки. Его возобновляли на короткое время только в 2009 году, да и то, чтобы соблюсти необходимые формальности: материалы тогда были переданы в производство нового следователя Лемы Тамаева.
В 1990-е годы, как ранее рассказывал “Росбалту” Юрий Скуратов, “палки в колеса” расследования вставляли абсолютно все. В первую очередь представители Кремля, считавшие, что за преследованием “заказчика”, финансировавшего избирательную кампанию Бориса Ельцина, могут крыться политические мотивы. И люди из окружения самого Листьева, известные ныне тележурналисты и руководители телеканалов, которые боялись, что в ходе расследования всплывут подробности их полулегального бизнеса, а также взаимоотношений с представителями криминального мира. По данным Генпрокуратуры, они сами подталкивали Листьева на конфликт с предполагаемым “заказчиком”. Эти люди знали, как складывалась ситуация вокруг Листьева, как развивался его конфликт, но на допросах молчали.
После того, как было опубликовано интервью с Эрнстом, Следственный комитет РФ обязан возобновить расследование дела об убийстве Листьева, — заявил “Росбалту” Юрий Скуратов, – Хотя бы для того, чтобы допросить Эрнста о том, что ему известно. Все материалы, позволяющие довести расследование до конца, уже были собраны ранее. В данном деле нет неизвестных, все лица, причастные к преступлению, установлены. Сейчас, когда уже нет никаких политических препятствий, надо только проявить желание, чтобы завершить расследование.
Источник: Росбалт
Підписуйтесь на Telegram-канал “Новини АТН”