Суд над выжившим бостонским бомбистом Джохаром Царнаевым, судя по всему, станет самым громким процессом в США за последние годы. Пока участники готовятся, СМИ жадно ловят любые новости о 19-летнем этническом чеченце, находящемся под стражей на больничной койке.
Так, ABC News стало известно о последнем телефонном звонке старшего из братьев, 26-летнего Тамерлана Царнаева, который скончался от многочисленных пулевых ранений. Незадолго до гибели он позвонил матери Зубейдат Царнаевой с такими словами: “Полиция начала в нас стрелять, за нами погоня”. Последние его слова перед тем, как отключился телефон, были: “Мама, я тебя люблю”, – рассказала она сама.
При этом телеканал, передавая эти цитаты, сообщил, что Тамерлан “всхлипывал” (sobed). Сама Зубейдат вспоминает, что голос сына был “испуганным”. Он также успел сказать, что младший Джохар тоже с ним.
По словам женщины, младший всегда слушался старшего, который – она не скрывает – был ревностным мусульманином. То, что говорил Тамерлан, было для Джохара законом – “я сама их так воспитала”, добавила мать, подчеркнув, что этому учат законы ислама. Однако, как повторяет Зубейдат, она не считает своих сыновей виновными, по ее мнению, их подставили.
При этом живущий в США дядя братьев Руслан Царни, верящий в их террористические действия, считает, что именно мать виновна в “радикализации” Тамерлана. По словам Руслана, она приглашала в дом истового мусульманского проповедника, который тет-а-тет давал назидания старшему сыну на кухне. В частности, этот духовник внушал ему, что умеет говорить с демонами и изгонять злых духов.
Также стали известны показания владельца угнанной братьями машины, на которой уже после взрывов они удирали от полиции. По словам мужчины, около полуночи, когда он сидел в своем авто, к нему подошел один из подозреваемых (к тому времени власти уже распространили их фотографии), постучал в стекло. Когда тот его опустил, подозреваемый изнутри открыл дверцу и забрался внутрь.
Ты слышал про бостонский взрыв? Это я сделал, – сказал он.
Достал из пистолетного магазина один патрон и показал хозяину машины со словами: “Я говорю серьезно”. После чего заставил отъехать в другое место, где к ним присоединился второй брат. Между собой подозреваемые говорили на иностранном языке, рассказал свидетель. Он добавил, что сбежал из машины, когда, остановившись у заправки, братья на время вышли.
Эти показания были оглашены в заявлении ФБР, сделанном под присягой в поддержку обвинения, которое в понедельник зачитали Джохару Царнаеву.
Импровизированное судебное заседание, на котором было зачитано обвинение от лица спецагента ФБР, тщательно изучившего улики, включая записи с камер наблюдения, устроили прямо в больнице. Джохар находится там в тяжелом, но стабильном состоянии.
Обвинение касается только взрывов на марафоне, сообщает The Boston Globe. В нем всего два пункта, но оба серьезные и грозят смертной казнью – использование оружия массового поражения, повлекшее смерть, и злонамеренное уничтожение собственности, также повлекшее смерть.
Мотив преступления в документе не указан, оставшись одной из тайн следствия. Зато описаны некоторые новые подробности поведения Царнаевых до и во время взрывов.
Братья появились под камерами за 11 минут до теракта. Сначала они шли вместе, один за другим, потом разделились. Камеры показали, что за 30 секунд до первого взрыва Джохар стал как будто говорить по сотовому. После взрыва все вокруг в тревоге и замешательстве стали смотреть в ту сторону, а Джохар единственный в толпе вел себя абсолютно спокойно. Затем он оставил рюкзак на земле и быстро ушел прочь. А через 10 секунд на этом месте прогремел второй взрыв. В результате теракта погибли три человека, включая восьмилетнего мальчика, и свыше 200 были ранены.
Царнаев, получивший ранение горла, отвечал на вопросы судьи кивками головы, давая понять, что понимает суть предъявленных ему обвинений. Но один раз он впервые попытался заговорить: ответил “нет” на вопрос, способен ли он оплатить услуги адвоката.
Ранее представители американских властей выражали сомнение в том, что Царнаев когда-либо сможет заговорить.
Дело решено передать гражданскому суду, а не военному трибуналу. Некоторые законодатели из числа республиканцев просили администрацию Барака Обамы объявить Джохара Царнаева “вражеским боевиком”, что урезало бы его права. Но в Белом доме заявили, что американских граждан по закону нельзя наделить таким статусом, а Царнаев-младший имеет гражданство США. Царнаев получил гражданство 11 сентября 2012 года. То есть, по злой иронии, в годовщину взрывов 9/11.
Прокуроры теперь должны представить большому жюри имеющиеся у них улики и дождаться формального обвинительного акта. Они также должны решить, нужно ли требовать смертного приговора. На взвешивание всех обстоятельств за и против может уйти несколько недель. Если обвинение сохранится с теми же формулировками и будет грозить смертью, то суд назначит адвокатов, имеющих опыт в таких делах. Те, как правило, немедленно подают различные ходатайства и апелляции.
Источник: ZN.UA
Підписуйтесь на Telegram-канал “Новини АТН”