Большие деньги в детских тарелках

Автор АТН

Продуктами неизвестного качества собирались накормить год назад малышей Липецкого детсада. На этом настаивает теперь уже бывшая заведующая заведения Елена Овчаренко. По ее словам конце 2011-го сад остался практически без еды. Старому поставщику в сельсовете, который и занимается заключением сделок, дали отставку, а нового не нашли. Чтобы не закрывать учреждение, решили, что помогут продуктами родители. А вот первая официальная поставка поступила лишь в десятых числах января при отсутствии самой заведующей. И ни документов, ни графиков будущих поставок Елена Николаевна не увидела. Уже вторую она получала сама, – и снова та же история. Говорит: мало того, что водитель был с чужой санкнижкой, без необходимых отметок, сертификаты нельзя было прочитать. Печенье было просроченным, рыба более дешевого сорта, чем это значилось по документам. Но поставщик, которого женщина обвинила в нечистоплотности, уверяет они уже 5 лет на рынке, среди клиентов коммунальные учреждения многих районов, и всеми необходимыми документами они занимаются заранее, имеют склады и холодильники и продукты возят в специальных машинах. Так что никакой путаницы, а тем более несвежих продуктов просто быть не может.
Ольга Брыкова, поставщик продуктов
У нас весь товар выезжает только с сертификатами. Относительно несоответствия – это тоже невозможно, почему, потому что у нас есть приходные документы, у нас есть программа 1С, которая, собственно говоря, каков приход был получен, та же самая накладная, на тот же товар и будет выписываться как расходная.

Елена Овчаренко, бывшая заведующая детсада
Когда я начала пересматривать документы, первое, что бросилось в глаза, это была рыба – просто нечитаемые документы, и стоял ящик с рыбой. Посмотрела – минтай, написано – хек. Ничего не могу понять, ни цифр, ни дат, просто на А-4.

Женщина отказалась принять продукты, за ее спиной это сделал кладовщик. Эта принципиальность, говорит она, стоила ей рабочего места. Она до сих пор судится: один суд возвращает ее на работу, а другой отменяет это решение. Бывшая заведующая уверена, она столкнулась с системой, которая обеспечивает незаконными доходами немалую армию чиновников и близких к ним коммерсантов. Среди которых – поставки более дешевых продуктов вместо задекларированных – лишь один из способов “откатов”. Каждый год миллионы бюджетных гривен только в Харьковской области тратят на питание детей в садиках и школах. В мэрии отчитываются – еще больше денег с нового года уходит на детские тарелки. Так, январским решением исполкома, с этого года малышей в садах будут кормить дороже на гривню в день, школьников на 50 копеек. Сумма с оглядкой на повышение цен, соглашаются в мэрии, невелика, но в целом, эти деньги – значительная нагрузка для бюджета. Однако там, где чиновники от образования добавляют гривну на питание, две, а то и больше, уходит в карманы поставщиков. И тех, кто лоббирует их интересы. Об этом свидетельствуют результаты тендеров, которые ежемесячно десятками проводятся в сфере поставок продуктов питания в коммунальные учреждения.
Эксперты, которые анализируют условия этих торгов, отмечают некоторые особенности: ограниченное количество участников торгов (чаще 2-3 предложения, при том, что на рынке работают сотни продуктовых фирм,) небольшие различия в предложенных условиях, постоянные победители и главное – цены, которые значительно превышают даже розничные. При том, что речь идет о крупнооптовых поставках и часто закупках у предпринимателей-физлиц, то есть еще и без НДС! Так в Дзержинском районе, по официальным данным сайта госзакупок, были закуплены куриные яйца по цене выше, чем 11 гривен за десяток. Причем, речь идет об осенних ценах, когда на выходе из птицефабрик одно яйцо, по официальной статистике стоило не выше 69 копеек. А при поставке такой крупной партии – район заключил договор на закупку 280 000 яиц – многие производители сделали бы скидку. На нее можно рассчитывать и при закупке сезонных овощей. Каждая хозяйка знает, что осенью можно запастись дешевыми луком, капустой, морковью, картофелем, если покупать не килограммами, а мешками или связками. Однако отдел образования Коминтерновского района дешевых поставщиков овощей найти не смог, и опять же, по официальным итогам тендеров, закупил осенью продукты по цене в два, а то и в три раза выше розничной.
Вообще же, по данным анализа проекта «Наши гроші» в осеннем всеукраинском (!) рейтинге дороговизны первые семь пунктов в позиции «картофель» заняли именно харьковские бюджетные организации, которые купили его по ценам завышенным на 80% -130% от среднестатистических. Эти тенденции в конце концов подтвердил и антимонопольный комитет: по области (Харьков пока задерживает информацию по госзакупкам в сфере образования) все продукты покупают по цене завышенной от 10% до 50% процентов.
Анатолий Косолапов, глава теруправления Антимонопольного комитета
99,9% – то есть в принципе без завышения цен закупки продуктов не производились? – Да.

При этом, немалое количество сделок проводится через одни и те же фирмы. Так, например, фирма “Хазар”, офис которой находится в старом здании в спальном районе, выиграла в последнее время тендеры на поставку различных групп товаров – от пирожных до красной икры, которую также по документам они поставляют в учреждения образования, – на 44 миллиона гривен ! На просьбу рассказать журналистам АТН как им удается быть настолько конкурентоспособными, бизнесмены не ответили. Хотя опять же, если проанализировать официальные данные, продукты они поставляют не по самым низким ценам, а наоборот, и яйца, и говядина, и масло дороже, чем на рынке от трех копеек до нескольких гривен. Более того, нередко лоты составляют из целого перечня товаров, и определить какая же продукция была продана, какого сорта и по какой цене даже с де-юре открытых источников информации нельзя. Правда, сами поставщики жалуются: они в свои цены закладывают инфляционные риски на год, поэтому цены несколько выше. И, кроме этого, ориентируются на цены, которые им передают из управления статистики, а они, если проанализировать, также выше, чем на рынке. Но то, что цены завышены, признали уже даже в облуправлении образования, хотя незадолго до этого комментировать этот вопрос детально глава управления не спешил.
Роман Шаповал, председатель облуправления образования
В отдельных районах области закупочные цены с января текущего года на 30-40 процентов превышают статистические.

Лакмусовой бумажкой тенденций в сфере закупок питания эксперты считают сахарные манипуляции. Если иногда из условий конкурсных предложений сложно предположить, какую именно рыбу или какого сорта чай покупают для садов и школ, то разница стоимости одинакового песка иногда просто поражает. Так, в январе 2013 года экспертное издание «Наши гроші» по данным «Вестника госзакупок» опубликовало информацию о том, что Червонозаводское управления образования Харькова 4 января закупило продукты для садов по завышенным ценам на общую сумму 3 980 000 грн. Эти договорные цены превышают средние рыночные, зафиксированные в Харьковской области по состоянию на начало января Министерством экономразвития и торговли. Так, управление образования приобрело сахар по 7,80 грн / кг, в то время как средняя розничная цена была на уровне 5,47 грн / кг. Практически по такой же цене сахар для городских школ приобрело уже коммунальное предприятие «Комбинат детского питания» того же 4 января. При том, что сахар для донецких детей стоит гораздо дешевле. Так в Киевском районе столицы Донбасса местное районо закупило его по цене 6,48 гривен за килограмм. И тоже на год, и также в том же месяце. А в городе Бровары Киевской области его стоимость и вовсе практически равна розничной – 5,79 гривен за килограмм. Осенью же, когда килограмм сахара по данным НИИ производительности АПК, стоил 6 гривен 22 копейки, а в магазинах не поднимался выше семи гривен, тем же харьковским КП «Комбинат детского питания» он был закуплен по цене 8, 5 гривен. А для детишек в Чугуевском районе вплоть до 9 гривен 35 копеек за кило. Еще на копейку дороже в декабре был закуплен сахар для садов Октябрьского, Орджоникидзевского и Ленинского районов города. В чьих-то карманах осело, по подсчетам экспертов, 224 374,50 гривен. Для сравнения – это Ауди первой серии, которая кому-то досталась только после этих соглашений, и исключительно за счет налогоплательщиков. А в облгосадминистрации такие тенденции только сейчас вызвали возмущение и … удивление.
Евгений Савин, вице-губернатор
Послушайте как питаются учителя, а по каким ценам закупаются продукты! Не хочу никому угрожать, но достаточно этой папки передо мной, где бананы на рынке по 12 гривен, а вы покупайте по 20!

При этом, кроме публичной порки, ответственные чиновники никаких наказаний не получают. Антимонопольный комитет подтверждает исключительные факты договоренностей между участниками торгов, которые вместе завышают цены, и именно на них налагает штрафные санкции. В курсе ли “откатов” чиновники проверяющие не знают.
Анатолий Косолапов, глава теруправления Антимонопольного комитета
Наша компетенция при расследовании – расследование именно сговора между участниками. Поэтому нами этот сговор доказан и нами приняты меры. Есть ли сговор между участников и уже заказчиком, это компетенция других правоохранительных органов, потому что это квалификация уже как коррупция.

При этом по данным Косолапова в прошлом году в СБУ возбудили лишь три “пищевых” дела, хотя им передается информация о результатах проверок. Плюс Чугуевская прокуратура внесла в единый реестр дело о совсем уже “золотом” сахаре для местных детей. Хотя по обнародованным фактам, говорит юристы Василий Билоус, должен был появиться ряд административных и криминальных дел – от штрафов за нарушение законодательства об осуществлении закупки товаров за государственные средства до наказаний за присвоение и растрату имущества путем злоупотребления служебным положением, служебные подделки, получение взятки.
Василий Белоус, кандидат юридических наук
Ось так, виходячи з обсягу закупленого товару чи послуг, можна арифметичним шляхом вичислити, скількі державних коштів було витрачено неефективно, скількі було ймовірно привласнено людьми, які причетні до ціеї процедури закупівель. Складнощів доказування в процесуальному порядку великих немає. Є складнощі в тому, що ті відкати зароблені в нечесний спосіб, вони працюють проти правоохоронной системи.

На деле же время от времени штрафы платят только отдельные предприниматели, которых проверяющие ловят на завышении цен. В прошлом году по данным антимонопольного комитета было уплачено в бюджет 700 000 гривен, максимум для одной фирмы – 68 000. Небольшая сумма при миллионых сделках. Тем более, что даже после уплаты штрафа, констатирует Косолапов, тендерные договоренности не разрываются – налогоплательщики продолжают платить за детское питание по завышению ценам.
 

Большие деньги в детских тарелках 1Большие деньги в детских тарелках 3

Підписуйтесь на Telegram-канал “Новини АТН”