Динамичный. С точно вымеренными пропорциями. Идеально вписанный в архитектурное пространство. Скульптор Сейфаддин Гурбанов перечисляет достоинства бронзового Ленина, свергнутого в минувшее воскресенье. И хотя называет его одним из лучших памятников соцреализма на всей территории бывшего Союза, к идее восстановления относится скептически: за реставрацию есть смысл браться, когда повреждения незначительны. А в этом случае многие фрагменты поверженного Ильича уже разошлись по рукам и продаются в Интернете. Кроме того, в городе не осталось мастеров старой школы, специализирующихся на фигурах советских деятелей – говорит Гурбанов.
Сейфаддин Гурбанов, скульптор
Чтобы сделать новое – новое не будет нести никакой исторической ценности. Это – копия. Я уверен, что будет искажения фигуры, однозначно. То голова меньше, то голова больше, или плечи будут уменьшены. Не угадаем. Давайте все бросимся, как будто проблем не хватает, и будем огромную сумму тратить на этот памятник.
Браться за “воскрешения” поваленного Ленина не решился и скульптор Александр Ридный, после того как осмотрел остатки памятника. Объясняет: “физически стремно”.
Александр Ридный, скульптор
Здесь я даже не знаю, насколько реально в Украине вот так кинуться Ленина лепить. И где его делать. И кто вообще рискнет подставить ноги, головы под какие-то биты и начнет лепить? Ну я не представляю. Вы бы взялись? – Я бы нет. Зачем мне это, себя калечить.
За ту сумму, которая уйдет на реанимацию памятника эпохи тоталитаризма, можно будет создать новое “украшение” для площади, – говорит, в свою очередь, Сейфаддин Гурбанов. Предлагает разные варианты: помасштабнее, например, большой фонтан с фигурами в украинском стиле вокруг, и поскромнее – скульптура “политически нейтрального” деятеля, которую можно установить и на уцелевшем постаменте из красного гранита. Культуролог Михаил Красиков предлагает еще более бюджетный вариант: перенести туда памятник создателю Харьковского университета Василию Каразину. Ведь именно благодаря ему Харьков стал крупным интеллектуальным и культурным центром. Впрочем, чтобы не провоцировать споры на тему: “Кто больше сделал для Харькова?”, площадь можно и вовсе оставить без монументов, вернув ей исторический облик, тот, который был до 1963 года. Именно тогда и установили 20-метровый памятник советской монументальной пропаганды.
Михаил Красиков, культуролог
Привыкать нельзя к тому, что у нас тираны в городах, в селах. Потому что по этой логике и Сталин с таким же успехом мог оставаться еще с 53 года. Это тоже были памятники, внесенные во все реестры, их тоже охраняло государство, еще как охраняло.
Михаил Красиков хоть и считает, что демонтаж памятников тоталитарным идолам в Украине опоздал почти на четверть столетия, но нынешнюю волну “Ленинопада” называет опасной. Ведь такие решения – это дело не чиновников или толпы, а специалистов – историков, архитекторов, краеведов. Советские памятники должны исчезнуть как средства пропаганды, но сохраниться как свидетельство истории – в специальном музее – “Парке советского периода”, – отмечает культуролог.
Підписуйтесь на Telegram-канал “Новини АТН”