Уникальный и единственный в Украине и даже в мире памятник репрессированным кобзарям повредили ночью. Неизвестные с этой части памятного знака сорвали бронзовую бандуру.
Этот камень здесь установили еще в 97 году. Тогда инициативная группа молодежи в течение 7 лет собирала средства, чтобы увековечить память кобзарей, лирников, бандуристов, собравшихся на съезд в Харькове и расстрелянных здесь коммунистами. Украинские активисты пытались выяснить и все подробности этого расстрела. Исследователи уверяют – главные документы о съезде кобзарей хранятся в архиве КГБ в Москве. А в архивах СБУ сохранились материалы о подготовке этого съезда.
Константин Черемский, инициатор установки знака:
В кожній легенді є свої документальні свідчення. Я свого часу випустив книгу, монографію, присвячену цій темі. І я можу достеменно сказати – існує цілий пласт, корпус документів, яка говорить про те, що йшла дуже серйозна підготовка до кобзарського з’їзду. Є джерела, є архівні документи СБУ, зараз це так, тобто це все є. Але самого факту, який засвідчував, документи, які засвідчували розстріл кобзарів цього немає. Але якщо готувались до цієї дати, якщо є документи про це, а потім раптом їх не стало, то виникають певні логічні заключення.
Нынешнее нападение проукраинские активисты расценивают не иначе как акт вандализма.
Константин Черемский, инициатор установки знака:
В нашому місті нічого просто так не відбувається. І те, що зараз сталось – це, скажем, є кінцевим етапом тої політики, яка досі велася. І вона продовжується. Мені здається, що найближчим часом слід очікувати цілу зливу подібних актів вандалізму над пам’ятниками української культури. Одна справа руйнувати дошку Юрію Шевельову, інша справа або таж сама пам’ятник УПА, в Харкові пам’ять на Шевельова, ні УПА не дуже збереглась, але кобзарі – знають всі.
На место происшествия выезжали полицейские и следователи Дзержинского отдела. Провели осмотр, собрали первичный материал, а информацию о происшествии внесли в Журнал единого учета правонарушений. Сейчас, заверяют в областном управлении полиции, решается вопрос о квалификации статьи уголовного кодекса. А в горсовете уже собирают команду скульпторов, которые займутся реконструкцией памятного знака. Среди них и Александр Ридный. Говорит – восстанавливать украденный элемент из бронзы нет никакого смысла, ведь в таком случае, уверен он, бандуру снова сорвут.
Александр Ридный, скульптор:
Мое частное мнение я бы не делал из бронзы. Но я не решаю. Я бы сделал с чего угодно: из бетона, из папье-маше, из каких-либо там полиэфирных смол, потому что полиция как вы видите вроде бы новая реформа, но их воруют точно также как и во все времена эти все бронзы и все это сдается.
О том, во сколько обойдется реконструкция памятника специалисты пока говорить не готовы, а активисты уже начали сбор средств.
Підписуйтесь на Telegram-канал “Новини АТН”