Драки за гуманитарку, частные тюрьмы и распил аэропорта на металлолом: журналисты об оккупированном Донбассе

Автор АТН

Информация о том, что руководство харьковского лофт-кафе в одном из торговых центров города запретило у себя собраться преселенцам из оккупированного Донбасса, появились в соцсетях во вторник. Ее тут же подхватили СМИ. Один из залов “Нового места” – а именно так называется коворкинговое пространство, о котором идет речь – забронировали на выходных журналисты Общественного ТВ Донбасса. Там собирались провести встречу с переселенцами из Донецкой и Луганской областей. Но за день до самого мероприятия руководство кафе неожиданно отказало организаторам в предоставлении помещения. Сославшись на то, что встреча посвящена политическим вопросам, а политике в заведении – не место.
Алексей Мацука, журналист, рук. ОО “Донецкий институт информации”
Когда они узнали, что мы тут собираемся встретиться с беженцами с Донбасса, то сказали, что здесь не место для таких встреч. Мы удивились, конечно, такому заявлению, и обнародовали его. Но когда мы его обнародовали, они сказали, что они такого не говорят и хотят, чтобы мы пришли. Но люди не поняли ничего, куда ходить, куда не ходить. Такое отношение…

В самом “Новом месте” ситуацию назвали “недоразумением”. В связи с напряженной ситуацией в стране СБУ рекомендует торгово-развлекательным центрам страны отказаться от любых политических мероприятий. Из-за угроз теракта. С тематикой встречи с переселенцами в «Новом месте» вовремя не разобрались, и ошибочно причислили как раз к таким «нерекомендованным» мероприятиям, – объясняет руководитель проекта Кирилл Нагорный.
Кирилл Нагорный, руководитель проекта “Новое место”
Здесь, когда поступила заявка от ребят, я, это мое упущение, посчитал, что это политика, и попросил ответить, что мы не сможем это принять. Потом, когда узнал уже из прессы, а не, к сожалению, от ребят, что это не политическое мероприятие, мы созвонились, сказали, если вы не против, приходите, наш зал для Вас. Прошу Вас учесть, что это было недоразумение.

В конце концов, встрече дали «зеленый свет». А те, кто пришли – волонтеры и переселенцы – обошли стороной политику. И делились тем, как живется “там” рискнувшим остаться, и “тут” – рискнувшим бросить все и уехать.
Максим Столяренко, абитуриент
У меня брат инвалид, двоюродный. Он тяжкий инвалид. Он не может не говорить, ни есть, ни ходить. И для него найти памперсы, это почти невозможно. Сейчас уже закрыли, лекарства нельзя возить, они и так в 5 раз цены возросли на лекарства. И попробуйте найти: аптеки пустые. Только контрабанда.

Алексей, инженер
– Харьков не встречал, в принципе. Потому что я приехал к родственникам. У меня не было никаких проблем. Но многие жалуются, например, устроится. Начиная с того, чтоб снять жилье, найти работу. – Вам удалось? – Жилье – есть. Работы – нет, пока еще. До последнего времени работал, до мая, а сейчас сложно.

После Харькова журналисты Общественного ТВ Донбасса планируют встретиться с переселенцами и в других украинских городах. Едут не только, чтобы послушать, но и чтобы рассказать – о том, что делается на территориях, по которым прошлась война. По обе стороны линии фронта. Вооруженные боевики, когда захватили власть, первым делом зачистили информационное пространство. Из 17 прежних газет и 5 телеканалов сейчас не работает ни один, все 5 крупных информационных сайтов – также в “изгнании”, а трое работников “Общественного” прошли через подвалы ДНР,- говорит Алексей Мацука. Но несмотря на то, что журналисты – мишень №1 для террористов, информацию из оккупированных областей передавать все же удается.
Алексей Мацука, журналист, рук. ОО “Донецкий институт информации”
Такое смешное название – ОРДиЛОСОС. Это большие буквы, в такой аббревиатура: отдельные районы Донецкой и Луганской областей с особым статусом. ОРДиЛОСОС. И вполне реально, этим же термином сепаратисты называют друг друга. Что мы члены ОРДиЛОСОСсии. Это лишний раз подчеркивает отношение людей к тому проекту, который сегодня наблюдается у нас дома. И откуда были вынуждены уехать, только из Донецка порядка 400 тысяч человек.

ОРДиЛОСОС – не единственная странная аббревиатура в Д и ЛНР. Теперь вместо “Новороссии” у боевиков – новый проект – СССР – союз суверенных современных республик, дружественный с другими непризнанными республиками – Абхазией, Осетией, Приднестровьем. В последнее время в подконтрольных сепаратистами регионах периодически вспыхивают “бунты”, но узнать, сколько было таких стихийных митингов, – невозможно, говорит Алексей Мацука. Сейчас в регионе катастрофическая ситуация с медпрепаратами. В больницах даже случаются драки за лекарства из “гумманитарки”. Оборудование крупных промышленных предприятий вывозят в Ростовскую область, где используют или перепродают. А то, что вывезти не удается – сбывается на месте.
Алексей Мацука, журналист, рук. ОО “Донецкий институт информации”
Что касается металлолома, то на сегодняшний день ведется ликвидация остатков донецкого аэропорта группировкой Гиви. Это известный всем персонаж. И он вывозит этот металлолом на работающие металлургические предприятия, которые остались на оккупированной территории. Более того, Захарченко обязал собственников этих предприятий повысить стоимость приема металлолома от батальона Гиви.

Общую атмосферу оккупированных областей, практику “стукачества” можно сравнить с тем, что было в 30-х годах, считает журналист. В регионе даже появились так называемые “частные” тюрьмы. За определенную сумму можно заказать и отправить туда “на перевоспитание” кого угодно.

Драки за гуманитарку, частные тюрьмы и распил аэропорта на металлолом: журналисты об оккупированном Донбассе 7Драки за гуманитарку, частные тюрьмы и распил аэропорта на металлолом: журналисты об оккупированном Донбассе 9

Підписуйтесь на Telegram-канал “Новини АТН”