Дважды рассталась с родиной: история Заремы Османовой

О своей родине – Крыме, Зарема Османова узнавала по рассказам своих бабушки и дедушки. Она родилась уже в ссылке. Ее семью вместе с остальными крымскими татарами депортировали на рассвете 18 мая 1944 года в Узбекистан.
Зарема Османова:
Никто из местного населения не знали, что их будут депортировать. Моя бабушка находилась где-то там в гостях, по каким-то там делам и вдруг, вот эта депортация в 4 утра. Ее свекровь с двумя малолетними детьми была посажена в вагон и вывезена. И, естественно, моя бабушка только по дороге смогла их найти, их вагон и найти своих двух деток.

С верой в то, что они вернуться домой, Зарема, рассказывает, просыпалась каждое утро. Благодаря матери, которая была активисткой крымско-татарского движения, девочка знала хорошо родной язык, а вернувшись, сдала на отлично русский, улыбается женщина. В Крыму Зарема оказалась подростком в 14 лет. А уже через каких-то 20 лет вынуждена была бежать с полуострова вместе с дочерью. С приходом «русской весны» в Крым, она стала активной участницей евромайдана.
Зарема Османова:
Каждый раз, выходя из дома, на все 100% была уверена, что живой я домой не вернусь и каждый раз у меня были слезы на глазах, когда я маме говорила – мам, пожалуйста, сделай так, чтобы мой ребенок знал почему и как исчезла его мама.

В Крыму осталась вся семья Заремы. Больше всего женщина сожалеет о том, что не может наведаться на могилу своего отца. Но утратив фактически второй раз родину, женщина обрела в Харькове семью. Татар, которые, подобно Зареме, связали свою новую жизнь с Первой столицей, не так много, рассказывает председатель караимской религиозной общины Александр Дзюба. Крымские переселенцы старались как можно дальше уехать от линии фронта. Но ни одна оккупация не длится вечно, хотя вернется ли Крым в Украину будет, прежде всего, зависеть от коренного населения, уверен Александр Дзюба.
Александр Дзюба, председатель Харьковской караимской религиозной общины:
Город с самым большим крымско-татарским населением, он ведь не в Крыму остался. Он ведь у нас в Украине. Это Новоалексеевка. Там 40% населения – это этнические крымские татары. То есть каждый второй житель города, куда 82-й поезд ходит, Харьков-Симферополь бывший, так вот Новоалексеевка – это наполовину крымско-татарский город. Покажите, как люди учат язык, как люди учат свои традиции, как никто им не мешает. И тогда люди будут видеть и говорить своим родственникам друзьям.

Сегодня в день памяти жертв депортации в Харькове караимская религиозная община устроила историческую выставку. А также помолились за жертв насильственного переселения.

Ми використовуємо cookies! Читати більше