Кадры зверского избиения мирных митингующих, шокировали и взбудоражили людей далеко за пределами Украины. Под утро, когда на евромайдане осталось около тысячи человек, Беркут без разбора бил дубинками всех, кто попадался на пути – невзирая на пол и возраст. Люди спасались в переходах, подъездах, прятались в церкви. Кого бойцы догоняли – буквально добивали. Потерявших сознание от боли и травм – стаскивали к автозаку, десятки людей забрала скорая, столько же милиция. Куда увозили людей – неизвестно. До сих пор, по данным Генпрокуратуры, пропавшими без вести считаются 22 участника митинга. Возможно те, кто находится в изоляторе временного содержания, либо в больнице до сих пор не могут сообщить о себе родственникам либо защитникам, – остается вопросом, говорит правозащитник Геннадий Токарев, почему сотрудники милиции скрывают данные о задержанных и не сообщают о них в центры бесплатной правовой помощи, как того требует закон.
Геннадий Токарев, Харьковская правозащитная группа:
Люди должны знать, что имеют право, в случае задержания, хоть в уголовном порядке, хоть в порядке административного задержания, имеют право на юридического представителя, и до этого момента, до того как придет адвокат – они могут ничего не говорить, и им за это ничего не будет.
Накануне под стенами министерства внутренних дел собралось 15 тысяч активистов – не только поддержать коллег, которых теперь считают политрепрессированными, но и потребовать для них освобождения, а также добиться наказания для силовиков. На майдане продолжают протестовать тысячи сторонников евроинтеграции, которые требуют отставки Правительства и Президента, а совсем рядом с ними разворачивается еще один митинг – в поддержку действующей власти. Ситуация накалена, говорит эксперт криминалист Алексей Литвинов, – сейчас важно, чтоб мирная акция не переросла в массовые беспорядки, когда в ход уже обосновано пойдут дубинки и слезоточивый газ.
Алексей Литвинов, профессор кафедры криминального права и криминологии ХНУВД:
Здесь не должен сыграть стадный инстинкт – все понеслись на баррикады, и я вместе с ними! Каждый должен думать о себе, о своем здоровье, о семье, которую он может таким образом подставить – от этого никому не будет приятно.
Беспорядки могут начаться буквально ни с чего, говорят специалисты – в большом скоплении людей всегда есть неадекватные. Но больше всего нужно опасаться профессиональных провокаторов – так называемых “титушек”. Если правоохранители пошли в бой – эксерты советуют не оказывать сопротивления, иначе тяжесть повреждений будет значительно больше. А доказать неправомерность действий силовиков будет практически невозможно. В любом случае – нужно обмениваться контактами с друзями, которые в случае задержания, смогут сообщить об этом родственникам. Важно всегда носить с собой паспорт, либо приравненный к нему документ, ведь в случае его отсутствия правоохранители имеют полное право забрать в райотдел либо для установления личности, либо по причине подозрения в совершении преступления. Если же паспорт есть – протокол об админнарушении может быть составлен на месте.
Геннадий Токарев, Харьковская правозащитная группа:
Что такое “подозрение” – это очень вольная толкование, поэтому если у человека нет паспорта, то номинально до сих пор еще, как это называлось в Советском Союзе “для выяснения личности” могут… если у него будет удостоверение личности, то есть формальные основания отказываться идти в отдел милиции.
Если же правоохранители приступили к силовому разгону манифестантов, правозащитники советуют укрыться в безопасном месте – проситься в кафе, квартиры киевлян, церкви, благо, столичные жители открывают двери спасающимся активистам, в отличие от жителей соседней державы – российские активисты тогда говорили, что во время разгона митинга в Москве, двери закрывались буквально перед их носом. По крайней мере, об этом сообщает известный журналист Матвей Ганапольский в своей статье, которую он написал после посещения украинского майдана.
Підписуйтесь на Telegram-канал “Новини АТН”