Харьков торгует бодягой – 80% бензина, который продают на АЗС, не соответствует стандартам и нормам. Такие выводы сделали общественные деятели из AutoVisio, взяв пробы на несетевых заправках и отправив их в лабораторию. Приговор исследователей неутешителен – после Крыма и Киева, которые поделили между собой первое место, Харьков второй в антирейтинге по качеству топлива.
Виталий Чеховский, лидер общественного движения AutoVisio:
8 проб из 10 не соответствовали действующим в Украине стандартам качества. Показатели говорят о том, что на большинстве из них топливо является не продуктом, который поставляется на заправки из нефтеперерабатывающих заводов, а так называемой бодягой, то есть бензином или субстанцией, которая получается в результате смешивания некоторых компонентов, и получением жидкости, которая примерно напоминает бензин.
Формула бодяги стандартная – это смесь основы с низкооктановый числом, антифриза, технического спирта и воды. Для повышения октанового числа добавляют еще и дешевые присадки, констатируют исследователи. Качество такого бензина, ощущается мгновенно, вспоминают водители – машина трясется, гудит или даже вообще не заводится.
Дмитрий, стаж вождения более 10 лет:
Выезжаешь с заправки, начинаешь ехать, нужно ускорить машину, нажимаешь на газ, а она не хочет ехать, начинают стучать пальцы.
Эту смесь заправщики продают не только как 95-й, но даже с пометкой Евро. На одной из АЗС на Академика Павлова доля, например, бензола превышала норму в 11 раз, а серы – в 80 раз, сообщают активисты результат анализа. Залив бак такой жидкостью можно навсегда распрощаться с мотором, говорят специалисты, а это 110 тысяч грн, например, для Инфинити.
Юрий Цывина, мастер-приемщик официального дилера Nissan “Атлант-М на Гагарина”:
Когда разрушается сам катализатор, эта пыль может попасть в двигатель, и таким образом выйти из строя может сам мотор.
Машины с такими поломками привозят на эвакуаторе раз в месяц, утверждает мастер. Наименьшее, что можно потерять – это свечи, их придется чаще менять, а это 700 грн, например, для Ниссанов. Как некачественное топливо портит внутренности автомобиля, мастер демонстрирует наглядно – эту сетку сняли с бензонасоса машины, которую заправляли некачественным топливом. Когда-то белоснежная – она стала ржавого цвета.
Юрий Цывина, мастер-приемщик официального дилера Nissan “Атлант-М на Гагарина”:
Оно забивает сетку, соответственно – ухудшается динамика автомобиля, ухудшает свои тяговые свойства, и в принципе, может даже выйти из строя сам бензонасос, потому как нагрузка на него увеличивается в следствие ухудшения пропускной способности самой сетки.
Обезопасить себя от бодяжного топлива можно исключительно выбрав качественную заправку и быть ей верным, советует юрист Денис Журавель. Ведь в противном случае, доказать даже через суд, что именно некачественное топливо стало причиной поломки авто – почти невозможно, даже выполнив все необходимые процедуры.
Денис Журавель, юрист Харьковского автоклуба:
Чек сохранить, руководителя СТО вызвать на место, совершить ряд действий, которые помогут доказать вашу правоту, однако я не рекомендовал бы это делать, потому что это сделать грамотно и правильно очень сложно, и у нас очень редки случаи вообще по Украине, когда кому-то удается чего-то добиться.
Если активисты AutoVisio проверяли лишь небрендовые АЗС, подчеркнув, что крупные заправки хоть как-то отвечают за качество продукта, то Государственная инспекция по вопросам защиты прав потребителей проверяла абсолютно все АЗС в Украине. В черный список попали и некоторые заправки гигантов рынка Shell, WOG, ТНК и “Лукойла”, “Укрнафты”, “Весты” и “Укр-Петроль”, пишет издание “Форбс”. Всего инспекция выписала штрафов на 200 млн грн, и забраковала пятую часть проб. Некоторые операторы с выводами Держспоживинспекции не согласились и подали судебные иски. На каких же АЗС в Харьковской области топливо не соответствует стандартам, Новости АТН пытались узнать в областной Держспоживинспекции – результаты проверок глава инспекции Владимир Нетудыхата пообещал предоставить в течение недели.
Підписуйтесь на Telegram-канал “Новини АТН”