650 гектаров земли харьковской громады, которые были переданы сотне весьма сомнительных кооперативов. Именно такой убыток громаде, по данным следствия, принесла схема ЖСК. Если проанализировать решения сессий, то легко можно убедиться в том, что раздавать бесплатные участки земли Кернес и Добкин начали, едва придя к власти. Правда, сначала речь шла не о многоэтажной застройке, а индивидуальной. Причем вновь созданные ЖСК в основном получали участки в рекреационной зоне, в частности в Лесопарке. В 2008-2010 году ситуация достигла апогея: участки нарезались настолько плотно, что экологи практически ежедневно фиксировали новый забор.
Игорь Рассоха, координатор “Зеленого фронта”, июль 2010
«У нас уже половина Лесопарка роздана огромными участками. Иногда мелкими, но в основном огромными, свыше 30 га. Сейчас свыше 300 га роздано – если вы зайдете в Лесопарк, то увидите сплошные заборы».
Именно названия тех кооперативов, которые тогда фигурировали в решениях сессий, сегодня фигурируют в следственных и судебных документах. На участках же, выделенных местной властью, вскоре выросли коттеджные городки, где стоимость сотки земли доходит до 5000 долларов, и особняки близкого окружения градоначальников. В частности, самого Михаила Добкина, который получил участок благодаря тому, что его мать стала со-учередителем одного из этих сомнительных кооперативов – ЖСК “Триумф,” который также входит в следственный список. При этом тогда риторика руководителей муниципалитета была не такой, как сейчас. Тогда Кернес уверял, что выделение участков способствует как раз наполнению бюджета.
Геннадий Кернес, и.о. мэра Харькова, июль 2010
А вы все начинаете кому, какой земельный участок отдали! Пока что, чтоб вы поняли, любой земельный участок, который передается в аренду, подчеркиваю в аренду, или в собственность – за собственность необходимо платить деньги, выкупая эту собственность, и эти деньги поступают в бюджет, а вы знаете у нас есть сегодня дефицит в городском бюджете, в том числе, чтобы могли решить проблемы харьковчан».
Однако уже тогда активисты выяснили, что если деньги куда-то и поступают, то никак не в городскую казну. Подавляющее большинство участков выделялись в собственность именно по схеме ЖСК. Просто сначала они распродавались третьим лицам и на них строили частные дома. Вскоре эту же схему освоили крупные застройщики и участки стали получать корпорации типа Жилстрой-1, Жилстрой-2, Авантаж, которые возводят коммерческое жилье. А Кернес к этому моменту уже резко изменил риторику. Вместо того, чтобы говорить, о наполнении бюджета, скрывать то, что земля номинально выделяется бесплатно, уже не было смысла, заявил теперь, что это единственный способ привлечь инвесторов.
Геннадий Кернес, мэр Харькова
Строительства жилья – это приоритет для любого региона. для любого города. Там задействованы рабочие руки, там задействованы другие вид экономического развития
Сама же схема существует, потому что в Земельном кодексе Украины до сих пор действует атавизм СССР – статья 41, которая разрешает гражданам, которые стеснены в жилищных условиях, организовывать кооперативы и самим строить жилье. Органы самоуправления обязаны им в этом случае выделить бесплатно участок для строительства дома. Но, как подозревают в ГПУ, работники горсовета – умышленно или нет – не делали главного: не проверяли законность основания создания кооперативов теми, кто подавал документы. В итоге, как свидетельствуют открытые источники, к 2010 ближайшее окружение Кернеса, его коллеги по бизнесу и соратники по партии стали учредителями целой серии ЖСК, получивших не по одному участку земли.
Игорь Черняк, ГО “Антикоррупционный центр”
Это не ЖСК по своей правовой природе. Это частные структуры, которые маскируются под жилищно-строительные кооперативы, получают землю бесплатно. застраивают ее, и соответственно продают потом квартиры в этих домах, которые они построили. При этом объемы земли, которая выделяется, она составляет не миллионы, а миллиарды гривен. И в результате реализации этих схем. городской бюджет города не получает ничего, харьковчане не получают тоже бесплатного жилья – потому что оно реализуется по коммерческим тарифам застройщиками.
После 2014 года прокуратура все же занялась схемой ЖСК, вернув часть участков. Присоединились к борьбе и активисты, которые добились в Хозяйственном суде отмены двух решений выделения земли ЖСК и вернули их громаде. Однако оценить общий ущерб от использования схемы на протяжении многих лет практически невозможно. Прокуратура говорит о более чем 4 миллиардах гривен ущерба громаде. Активисты о сумме вдвое большей.
Дмитрий Булах, ГО “Антикоррупционный центр”
Наша оценка ущерба рыночная, приблизительная 8 миллиардов гривен. Это если это рыночная стоимость земли. Хочу напомнить, что строительство станции метро «Победа» обошлось в 550 миллионов гривен. То есть город потерял порядка 15 новых станций метро. Я уже не говорю про трамваи, которые всегда сходят, про коммуникации для города это колоссальный ущерб.
Разные цифры связаны, прежде всего, с тем, что активисты, в отличие от следствия, проанализировали выделение участков не до 2010, а до 2016 года. Ведь схема ЖСК в харьковском горсовете действует и до сих пор. Как раз накануне, на сессии было снова выделено 20 гектаров земли крупным застройщикам. Напрасно оппоненты Кернеса предупреждали своих коллег о том, что голосование может повлечь за собой ответственность – подконтрольное большинство не задумываясь надавило кнопки.
Підписуйтесь на Telegram-канал “Новини АТН”