Кто отбрасывает на Харьков тень коричневой чумы? Мнения экспертов

Автор АТН

Спиленный крест УПА, до этого украденный под тем же райотделом памятник, который так и не смогли найти. Доска филологу Шевелеву, скоропостижно разбитая неизвестными, как только градоначальники обвинили ученого в коллаборационизме, георгиевские ленточки на гопниках с битами. И если часть партизан, времен Второй мировой войны еще не один год после ее окончания прятались в лесах, уверенные что боевые действия продолжаются, то в Харькове война, похоже, идет до сих пор. По крайней мере, в голове отдельно взятых градоначальников. Фронт, а накануне его официально зарегистрировали, проходит через город. Надо держать оборону. Фашисты наступают. Они практически вокруг.
 
Геннадий Кернес, мэр Харькова, 22 мая 2013
 
Что такое фашизм, вот Вы там историю преподают, вот нате прочтите, здесь свастика написана, здесь написано – “хороший еврей – мертвый еврей”. А может быть это вы написали, а может быть это написали ваши партнеры в офисе инициативных людей, есть у вас такие офисы!

 
Михаил Добкин, 24 октября 2013
 
Мы Вам ваши портреты Шухевича и Бандеры засуним в те места Вашего тела, где им будет более комфортно!

 
Ярлыки “фашист” и “нацист” харьковские градоначальники навешивают на своих оппонентов на каждом публичном заседании. Однако в последнее время истерика дошла до такого уровня, что даже был создан антифашисткий “Украински фронт”, где звеньевые запугивают адептов: за вами скоро придут.
 
Олег Царев, народный депутат, Партия регионов.
 
Я знаю, и есть такая информация в СМИ, они формируют отряды, списки, вот этих радикалов-националистов вступить и сразу взять в милицию. Им выдадут погоны, форму. Вот у этих людей уже не будет ни малейших сомнений – они будут стрелять, не задумываясь. Это как Гитлер когда-то сделал. Те бойцы Гессе, которые сражались в баварских пивных с рабочими, он потом из них сделал СС, костяк – они устроили концлагеря, чистки.

 
Эксперты же наоборот утверждают, неоднократные публичные заявление о росте в украинском обществе радикальных настроений, не соответствуют истине. Как показывают исследования, говорит правозащитник Евгений Захаров, в Украине не стали больше ненавидеть.
 
Евгений Захаров, правозащитник
 
Вполне ответственно могу утверждать, что в связи с Евромайданом, с этими событиями, которые начались 21 ноября, никаких изменений в этой области на самом деле не произошло.  Все осталось, как и было. В Украине уровень ксенофобии и антисемитизма не стал больше. Он такой же, как и был, на бытовом уровне и, преимущественно, гораздо меньше, чем у соседей, гораздо меньше.

 
И правозащитники, и историки говорят. Люди, которые разбрасываются терминами “нацист,” “фашист,” “антифашист”, зачастую не понимают ни смысла этих слов, ни истории идеологии, ни насколько эту идеологию можно сравнить с процессами, которые сейчас происходят в обществе. Так уж сложилось, говорит историк Владимир Маслейчук, что словом “фашист” в Советском Союзе начали называть войска Германии, которая насаждала другую идеологию. А потом и любой недружественный тоталитарный режим.
 
Владимир Маслейчук, историк
 
В 80-90 роки їм стали маркувати практично всі рухи, й не лише правого спрямування. Що не зовсім вірно. Й звичайно людина дивлячись радянські фільми, читаючи радянськи книги, навіть історичні, науково-популярні, вона сприймала цей термін як великий негатив, як антилюдський термін. Ну й звичайно з часом політтехнологи використаються цей термін задля того, щоб показати злочинну сутність своїх противників.

 
То же самое происходит сейчас. Политики легко разделили на антифашистов и фашистов себя и своих оппонентов, не задумываясь над собственными словами и любимой символикой. Разглядывая свастику у некоторых радикальных правых, которая, безусловно, присутствует, забывают, например о том, что номер автомобилей Михаила Добкина, как свидетельствуют Интернет пользователи, – 1488 – кодовый знак белых скинхэдов, берущий начало от зашифрованного “Хайль Гитлер!”. А один из лидеров нового антифашисткого “Украинского фронта” Назар Дольницкий не гнушается фотографироваться со вскинутой рукой и постить информацию о чистоте и величии белой (славянской) расы. Однако для большинства населения Украины, считают эксперты, не те, ни другие авторитетами не являются.
 
Евгений Захаров, правозащитник
 
У нас путают такие вещи как фашизм, нацизм, и часто называют тех, кто с настоящим антифишизмом не связан. На самом деле говорить, что у нас есть фашисты я бы поостерёгся. Я бы очень хотел, чтобы мне сказали какая политическая сила исповедует идеологию фашизма. Я таких не вижу честно, говоря. Как и идеологию нацизма. Есть радикальные правые силы, они не многочисленные, и они не делают погоды сегодня  в политике.

 
Поэтому постоянные разговоры о наступлении фашизма и создание каких-то фронтов, эксперты связывают не с реальной угрозой, а внутренним страхом. И не обоснованным страхом войны, а более простой и понятной вещью – страхом потерять все, что есть.
 
Сергей Содин, психолог
 
Вот этот какой-то страх, который наверно передается и следующему поколению тоже, люди ценят даже иллюзорную стабильность. Самый большой страх – в том, что эта стабильность может в какой-то момент разрушится, иллюзорная с моей точки зрения. И заменится хаосом. Это основа. Когда возникает страх хаоса и распада, то он может перейти в страх внешнего врага, который угрожает атакует, разрушает. Психологи это хорошо знают, это механизм проекции, в крайнем случае, это называется паранойя. Психологи хорошо знают, что  страх внешнего нападения, внешней агрессии легче переносим, чем  страх распада, хаоса или чего-то такого.

 
Что касается политиков, говорят эксперты, то ими движет не только страх, но и расчет. Попытка удержать тот электорат, кого можно увлечь навешиванием ярлыков. Причем речь идет не только о партии власти, но и об оппозиции. Просто иначе значительная часть политиков в Украине вести себя не умеет.
 
Юлия Биденко, политолог
 
Украинская дискуссия на уровне политических сил находится еще в рамках холодной войны и отсталого мышления 20 столетия. Для страны, которая с уверенностью смотрит в 21 век это абсолютно не характерно. Сегодня в Украине полностью отсутствует прогрессистское мышление. Навешивание идеологических штампов без разъяснения, что значит та или иная идеология, фактически приводит к тому, что не обсуждаются проекты будущего. Не обсуждаются рационально проекты выхода из экономического кризиса. Даже если мы обратим дискуссия между таможенным союзом, европейской интеграцией и других возможностей геополитического развития в основном велась на уровне штампов, ярлыков.

 
Прогнозировать, насколько “ярлыковая” политика будет успешна на ближайших выборах, говорит Юлия Биденко, сложно. Против “фашистов” готовы голосовать не все люди старшего поколения. Как показал Майдан, все зависит не от возраста, а от образованности. А сильнее всего поиск внешних врагов действует на недалеких молодых людей, мечтающих поиграть мускулами. Однако как показала практика, и таких немного.

Кто отбрасывает на Харьков тень коричневой чумы? Мнения экспертов 1Кто отбрасывает на Харьков тень коричневой чумы? Мнения экспертов 3

Підписуйтесь на Telegram-канал “Новини АТН”

Ми використовуємо cookies! Добре Читати більше