Активные попытки создать в Харькове квази-республику предпринимались диверсантами из России и местными адептами русского мира в марте-апреле 2014 года. Первого марта 2014 года произошел первый захват обладминистрации, когда боевики с российскими флагами, георгиевскими лентами, битами и пистолетами штурмом взяли админздание, выволокли оттуда и избили украинских патриотов. Весь месяц Харьков балансировал на грани, митинги и стычки представителей разных политических взглядов проходили практически в режиме нон-стоп, правоохранители и представители местной власти иногда и сами не понимали, в какую сторону двигаться.
Практически через месяц после первого захвата, пророссийские активисты и диверсанты вновь накопили силы и повторили попытку захвата облгосадминистрации. Это произошло 6 апреля, а на следующий день представители так называемой ХНР объявили о ее создании. Вечером правоохранители попытались вытеснить сепаратистов из вестибюля здания. В ответ те подожгли шины у входа и бросили несколько «коктейлей Молотова» из-за чего начался пожар. Милиции пришлось отступить, но под утро на штурм здания пошел винницкий спецназ “Ягуар”. Все сторонники русской весны, которые оставались в здании были задержаны. Правда, к этому времени, боевики из России уже ретировались самостоятельно – среди арестантов оказались в основном представители Антимайдана Харькова.
Киевский райсуд двое суток практически без перерыва избирал меры пресечения 63-м задержанным, находясь в плотном кольце правоохранителей и пикетирующих. Кроме этого, следствием были установлены и другие участники русской весны. Таким образом, на данный момент, рассказывают в областной прокуратуре, в суд переданы дела по 75 подозреваемым, но своих вердиктов пока дождались лишь 15. Шесть из них получили реальные сроки, девять – условные наказания. Эти вердикты представители гособвинения оспаривают в суде. Что касается остальных судебных следствий – они продолжаются. А значит всем подсудимым, которые находятся в СИЗО, дни защитывают как один за два – по закону Савченко.
Александр Шевченко, прокурор отдела прокуратуры Харьковской области
Сроки, во-первых, традиционно обусловлены сложностью процесса, во-вторых, часто имеем не совсем адекватную и конструктивную позицию защиты, которая сознательно затягивает эти процессы в суде.
Среди тех, в отношении кого суд еще так и не вынес вердикты, лидеры пророссийских движений в Харькове – Юрий Апухтин, Игнат Кромской, известный как “Топаз” и Сергей Юдаев. Именно последний не только принимал участие в захватах облгосадминистрации, но и привел боевиков в редакцию АТН, где они громили технику и угрожали журналистам за то что они не поддерживают сепаратистов. В прокуратуре говорят, именно в отношении Юдаева они ожидают, что в ближайшее время суд примет решение. Но это, говорят правозащитники, лишь исключение из правил. Многие харьковские патриоты, которые пострадали от рук сепаратистов или правоохранителей, так и не были признаны пострадавшими, а люди, которые их избивали так и не были найдены. Нередко правоохранители признавались, установить участников беспорядков просто невозможно, из-за некачественного видео или из-за того, что они скрывали свои лица под балаклавами. Но правозащитники говорят, они неоднократно предоставляли и разное видео, и свидетельские показания, но преступникам просто давали возможность уйти от ответственности.
Наталья Охотникова, юрист ХПГ
Например, подозреваемые, обвиняемые выехали из Украины, вот одно дело: идет справка в суде, давайте мы выделим в отдельное производство, потому что человек продал квартиру и выехал из Харькова. Здесь очень много вопросов, потому что можно проконтролировать, даже если человек не связан с содержанием под стражей все равно можно было как-то довести это до суда, и евромайдановцы, которые свойе кровью фактически поспособствовали, что у нас сйечас не ХНР, а мы одна из областей Украины, получили хоть какую-то компенсацию в виде реального приговора тем, кто их бил.
Именно поэтому среди пострадавших во время русской весны в Харькове патриотов есть и те, кто, не добившись реального расследования, на национальном уровне, обратились в Европейский суд по правам человека.
Підписуйтесь на Telegram-канал “Новини АТН”