Гемодиализ – жизненно необходимая процедура для больных с хронической почечной недостаточностью. Без неё токсины из организма не выводятся и человек умирает. И хотя все функции органов процедура не замещает, к примеру гормональную, недаром аппарат называют искусственной почкой – он позволяет больным в Украине продлить жизнь в среднем на 15 -17 лет. Но они должны постоянно проходить долгую процедуру очистки крови и являются фактически привязанными к отделениям гемодиализа – по 4 часа, три раза в неделю. Один пропуск – и моментальное ухудшение состояния.
Олег Нижурин, пациент отделения хронического гемодиализа:
Специалистами установленно, что минимальная кратность процедуры – и минимальное время 3 раза в неделю по 4 часа. Это записано и в европейских реконмендациях, и в украинских стандартах, утвержденных соответсвующим наказом МОЗ Украины. Ну 29 числа руководство центра сократило нам диализ с 3 раз в неделю до двух.
В отделение гемодиализа ситуацию не комментируют. Мол, финансовые вопросы вне компетенции врачей.
Действительно ли сейчас диализные больные два раза в неделю… – Комментарии я не даю, у нас есть администрация. – А действительно, два раза в неделю? – Не, ничего. – Два раза в неделю! Мы вот сидим больные.
Пациенты, которые обоснованно волнуются за своё здоровье, идут в администрацию. Однако тут, в отсутствие директора центра, соглашаются поговорить только без камеры. Объясняют, финансирования для проведения диализа просто нет. На сегодня задолженность перед поставщиками расходных материлов составляет более 5 миллионов. Из-за скачка курса, деньги полученные на программу – а финансирование осуществляется исключительно из областного бюджета – закончились в начале мая. В июне врачи надеются на новый транш, но пока, для того, чтобы уже сегодня возможность диализа была не преостановлена для всех полностью, решено было сократить процедуру до двух раз в неделю. При этом примечательно, что закупка препаратов для диализа, суда по данным контрактов опубликованным в интернете, была осуществлена еще в начале феврале. То есть – до скачка курса доллара. Более 11 миллионов гривен Харьковский центр нефрологии заплатил посреднику, киевской фирме “Ренарт,” за поставку необходимых препаратов.
Именно это преприятие является постоянным победителем тендерных торгов и поставщиком медицинских препаратов как в харьковский центр, так и в целый ряд подобных учреждений. В фирме “Ренарт” это подтверждают. Однако директор Сергей Сумин объяснил новостям АТН по телефону, что за счёт этого тендера была частично погашена прошлогодняя задолженность перед их фирмой – 7 миллионов из почти 14 миллионной задолженности. Долги, говорит Сумин, начали стремительно накапливаться с 2012 года. В 2013 году команда Добкина и вовсе решила перекинуть деньги, предназначеные на закупку препаратов для диализа, на медицинские нужды районов. В итоге и возник огромный долг Харьковского нефрологического центра перед поставщиками, а у тех – перед немецкими производителями. И пока Харьков хотя бы не предаставит график погашения задолженности – а настолько критическая ситуация сложилась только в Первой столице, говорит Сумин, – препараты отгружаться не будут. Когда и как будет решена проблема – в облздраве пока не комментируют. У руководства центра также для комментариев времени не нашлось. Пациентам они предлагают просто потерпеть. Но как терпеть, говорят люди, если при неработающих почках не только каждый лишний день, а каждый лишний час – нестерпимая мука и угроза смерти.
Александр Пархоменко, 29 лет:
Когда я получал три раза в неделю, в целом когда лучше, когда хуже, в целом более менее нормально себя чувствовал. Сейчас даже ходить тяжело. Даже на ступеньки иной раз подняться, по ровному нормально, а так отдышка появляется. Мышечная слабость, общая слабость, привкус во рту неприятный, сухость во рту, постоянно хочется пить, артериальное давление начало подниматься.
Татьяна Сосина, 53 года:
Я в шоке и с трудом представляю, как я буду ходить на 2 разовый диализ. Потому что со вторника до субботы я не то, что двигаться – я говорить не могу. Настолько поднимается калий, хотя ограничиваю себя во всём. Если ограничивать себя в еде мясо все остальное, я знаю – упадёт точно гемоглобин. Тогда вообще ходить не могу. И не только физически тяжело, тяжело морально, что моя жизнь от кого-то зависит.
Оплатить гемодиализ самостоятельно пациенты не могут – один сеанс обходится от полутора до тысячи семисот гривен, а большинства из них только пенсия инвалида первой группы. И дожить до следующего сеанса может просто не хватить сил.
Підписуйтесь на Telegram-канал “Новини АТН”