Самолеты стоят, долг по зарплате растет. Когда «Укроборонпром» погасит задолженность по ХАЗу?

Автор АТН

Виктор Слинько на авиационном заводе работает уже более 30 лет. Проблемы на ХАЗе начались, говорит мужчина, еще в 90-х. С тех пор становится только хуже – сейчас задолженность по его заработной плате в целом составляет около 130 тысяч гривен.
Виктор Слинько, работник Харьковского авиационного завода:
Я не имею возможности даже пользоваться общественным транспортом – я приезжаю на завод и уезжаю на велосипеде, потому что у меня нет денег для того, чтобы оплатить. Да, иногда мне платят, сами понимаете, за сентябрь прошлого года. Даже если я получаю, например, какие-то шесть тысяч или пять тысяч гривен, но с учетом того, что постоянные долговые обязательства перед знакомыми, перед друзьями – то этих денег не хватает на то, чтобы при нынешних рыночных ценах купить даже вкусную булку хлеба.

На сегодняшний день долги ХАЗа по официальным данным достигают 230 миллионов – это больше половины от всей задолженности по выплате заработной платы на Харьковщине.
Оксана Глебова, работница Харьковского авиационного завода:
Мы опять никому не нужны. Ну как такое может быть, как можно угробить в Украине серийный завод, который производит уникальнейшие самолеты? Ну нигде нет таких самолетов, спросите кого угодно. Они и в Африке востребованы, вон Канада хочет их получить. Вот сейчас собираются платить половину октябрьской заработной платы, ну где ещё такое есть?

Этот вопрос поднимался президентом Зеленским в ноябре прошлого года. Тогда генеральный директор концерна «Укроборонпром» пообещал гаранту, что руководство планирует погасить долги по зарплате в течение шести месяцев. С тех пор работникам выплатили заработную плату только за несколько месяцев 2019 года. Сейчас «Укроборонпрому» дана очередная отсрочка в две недели, говорит Кучер.
Алексей Кучер, председатель ХОГА:
Я мушу вже визнати, що в мене навіть з керівництвом «Укроборонпрому» – ми знаходимось на межі конфлікту фактично. Тому що та обіцянка, яка була дана президенту, вона на сьогоднішній день керівництвом не виконана. Ми встановили на з’їзді строки місяць. Була знову дана обіцянка – відверто кажу, що я в неї не вірю. Ми потиснули руки і я мушу витримати цей місяць.

Вот эти крылатые машины пылятся в сборочном цехе еще с 2014 года. Каждая в разной степени готовности. Всего, по словам главного инженера, фюзеляжей Ан-74 различных модификаций – 9 и 7 фюзеляжей – АН-140. К примеру, в этот красавец вложили 50% от его стоимости по контракту для Казахстана. Готов он по заводским технологиям на 85% и, чтобы поднять его в небо, надо еще 15-17 миллионов долларов, говорит Валерий Алейников. А эти великаны уже собраны – это тоже антоновские самолеты Ан-140 100. Один из них даже прошел полный цикл изготовления.
Валерий Алейников, главный инженер Харьковского авиационного завода:
По заводу был передан и эксплуатировался, имеет некоторую выработку ресурса – порядка 900 посадок. Второй находился на этапе заводских испытаний, был полностью собран, но в связи с тем, есть такое определение как комплектующие, которые эксплуатируются по ресурсу и не зависимо от того, эксплуатировался после расконсервации. Это в включение, в поток или совершение каких-то действий – они подлежат обязательной или замене, или капремонтам – это включая двигатель, воздушный винт и ряд систем.

Реализовать эти две крылатые машины – основная задача предприятия, и вот, по словам руководства ХАЗ, без поддержки государства сделать это невозможно.
Алексей Кучер, председатель ХОГА:
Це два літака, які можна реалізувати. Якщо буде замовлення найближчим часом, ми зможемо отримати близько пів мільярда гривень. Зрозумійте, що пів мільярда гривень – це одразу погашення всієї заробітної плати і ще залишаються кошти для операційних потреб.

Завод пока фактически законсервирован, работники просто поддерживают его жизнедеятельность, и, по словам главного инженера, только появятся деньги – завод запустят сразу.
Валерий Алейников, главный инженер Харьковского авиационного завода:
Ми предприятие законченного полного цикла – единственное ПКИ. Это очень специализированное, значит мы не делаем – стойки шасси, мы не делаем двигатели, мы не делаем Авионику и там ряд систем. А все остальное, что касается крыла до установки. ПКИ – поолностью, фюзеляж – полностью и литейное производство, кузнечное, заготовительно штамповочное.

Встреча председателя ХОГА с руководством ХАЗа и авиационным коллективом завершилась договоренностью создать рабочую группу из сотрудников завода, чтобы Кучер вместе с ними встретился с руководством «Укроборонпрома» в случае, если за две недели ситуация не изменится. Пока оптимизма добавляет лишь то, что на первом в истории страны Всеукраинском съезде авиастроителей было объявлено, что в течение месяца будут подписаны контракты на изготовление Харьковским авиазаводом 13 самолетов. Тогда же было решено создать новую должность вицепремьера, который будет отвечать за авиацию.

Самолеты стоят, долг по зарплате растет. Когда «Укроборонпром» погасит задолженность по ХАЗу? 1Самолеты стоят, долг по зарплате растет. Когда «Укроборонпром» погасит задолженность по ХАЗу? 3

Підписуйтесь на Telegram-канал “Новини АТН”