Взрыв в рок-пабе “Стена” прозвучал ровно год назад. Террористы оставили гранату прямо под барной стойкой. Больше всего пострадали двое парней, которые сидели за этими стульями. Буквально спустя месяц после теракта здесь уже принимали посетителей. “Стену” – отреставрировали, но о трагических событиях до сих пор напоминает выбоина, которую специально оставили в камне.
В тот вечер в рок-кафе на Рымарской как раз собирались фанаты харьковского Металлиста, чтобы посмотреть очередной матч команды. Рвануло около 22-х. В результате мощного взрыва тогда пострадало 13 человек: 11 получили легкие телесные повреждения, двое – тяжелые: их доставили в больницу с рваными ранами и многочисленными ожогами тела – у парней обгорело около 50% кожи. Чтобы помочь раненым ребятам и поскорее восстановить заведение, в “Стене” уже через неделю после теракта дали благотворительный концерт. Своих клиентов паб не растерял, а некоторые посетители даже поспешили на помощь.
Михаил, дальнобойщик
– Узнал я это в дороге, кстати, с российского радио. Да, у меня ловил канал. Эмоции – расстроен, потому что паб, здесь мои друзья отдыхают. Какие могут быть эмоции. Шок.
– Спустя год – не боитесь?
– А чего, я и через неделю не боялся. Я приходил сюда, помогал пацанам. Чего мне бояться?
Через несколько дней после теракта в СБУ выявили российский след в преступлении. А уже 17 ноября в Службе отчитались: в Харькове нейтрализовали диверсионно-разведывательную группу из 12 человек, которая была, в том числе, причастна к взрыву в “Стене”. В феврале подрывников обменяли на украинских бойцов, оказавшихся в плену у сепаратистов. Из списков на обмен вычеркнули только Марину Ковтун – 48-летнюю харьковчанку – которая, как выяснили правоохранители, и руководила диверсантами. Спустя год после теракта – первое слушание по сути. Как и во время подготовительных, всё заседание женщина прячет лицо от камер за листом бумаги. Прокуратур зачитывает внушительный обвинительный акт. По данным гособвинения, на территории РФ она прошла курсы антиукраинской агитации, а позже – огневую, тактическую и минно-подрывную подготовку в военном лагере неподалеку Тамбова. Ковтун стала членом террористической организации “Харьковские партизаны”, у нее выявили целый арсенал оружия и боеприпасов. В Харькове она вербовала наемников для совершения новых диверсий. И именно она, уверены в прокуратуре, привезла к пабу мину, активировала ее и передала исполнителю. Ей инкриминируют сразу 9 статей. В частности, ее обвиняют в совершении действий, направленных на изменение границ территории Украины, диверсии, совершении террористического акта, руководстве террористической группой, приобретении и хранении оружия и боеприпасов. Обвинения Ковтун выслушала, своей вины – не признала.
Приймала участь у діяльності терористичної організації, а також надала організаційне сприяння її діяльності, тобто здійснила злочин, передбачений ч. 1 ст. 258 зі значком 3 ККУ. – Не визнаю! – Не визнаєте.
В ходе заседания потерпевшие также заявили иски, в которых потребовали от Ковтун возместить материальный и моральный ущерб. Общая сума – около 1,5 млн грн. Правда, дальше исков дело не пошло. Прокурор предложил вначале допросить обвиняемую, а уже потом – потерпевших и свидетелей. Сторона защиты выступила против такого порядка рассмотрения, а сама Ковтун отказалась давать показания, хотя до этого и была согласна.
– Обвинувачена, ви готові сьогодні надавати появнення?
– В таком случае, это нарушение закона. Я отказываюсь от дачи показаний.
– Ви сьогодні не будете давати показання?
– Не буду. По закону, как положено.
– Судове засідання відкладається. Те, що є по закону. Якщо Ви бажаєте по закону, то по УПК допит обвинуваченої, допит свідків, допит потерпілих.
Адвокаты Ковтун настаивали на том, чтобы их подзащитную допросили только после потерпевших и свидетелей обвинения. А вот обвинение на 3 десятках страниц один из защитников Александр Шадрин называет “расплывчатым”.
Александр Шадрин, адвокат Марины Ковтун
Она не признает себя виновной в инкриминируемых ей уголовных правонарушениях. Это не мелочи. Если Вы просите купить кого-то батон или картошку, имейте ввиду, что Вам могут установить наружное наблюдение, арестовать, прослушивать телефонные переговоры.
Вита Дубовик, пресс-секретарь прокурора Харьковской области
Сегодня состоялось по сути первое заседание, на котором был оглашен обвинительный акт. Около 30 страниц, в котором очень детально, подробно и четко рассказан весь механизм совершения преступления, из которого, по нашему мнению, четко видно, что собран достаточный объем доказательств для того, чтобы представлять это дело в суде, и доказать вину Ковтун в тех преступлениях, которые ей инкриминируются.
Следующее заседание назначили на 10 ноября. В этот же день должны состояться и слушания по целому ряду резонансных процессов, в которых задействованы одни и те же адвокаты: по теракту возле Дворца Спорта, по делу антимайдановца Игната Кромского, известного как “Топаз”, и россиянки Ларисы Чубаровой по кличке “Тереза”, которую также обвиняют в организации взрывов в Харькове и пытках украинских бойцов.
Підписуйтесь на Telegram-канал “Новини АТН”