Торговые ворота из материковой Украины в аннексированный Крым под замком уже 3 недели. 20 сентября крымские татары объявили о начале продовольственной блокады: на полуостров перестали пропускать грузовики с товарами. Зарема Османова была на одном из трех заблокированных пропускных пунктов – наименее обеспеченном – Каланчаке. Активистам Гражданской блокады передавала теплые вещи, спальные мешки, продукты, которые собирали аж в Луцке. Сама Зарема – крымская татарка. В родном Крыму открыто поддерживала Украину, но несколько месяцев спустя после появления «зеленых человечков» решилась переехать в Харьков.
Зарема Османова
Вот именно в июне прошлого года, общаясь с народом, меня, как активиста, просили выехать на материк и просто слезно просить власти Украины перекрыть воду, отключить электроэнергию. Я действительно задавалась вопросом: как, у вас же маленькие дети. Вы останетесь без электричества. Остановятся фабрики, заводы, индустрия. Они говорят: нет, мы этого ждем. И они наоборот были обижены на наших лидеров, почему эта блокада задерживается.
Аресты, обыски, похищения, убийства – сразу после аннексии оккупационные власти запустили машину репрессий против крымских татар и проукраинских активистов: об этом не раз заявляли правозащитники.
Зарема Османова
У меня обучался студент. И вы знаете, когда я увидела в фейсбуке информацию о том, что этот студент пропал, я просто ночами не спала. В конце концов, его нашли повешенным. Буквально на прошлой недели в России на съемной квартире задушили мою родную сестренку. Ее я уже потеряла. Видимо до меня еще что-то не доходит, потому что я ее не хоронила, не успела, у меня какое-то чувство страха за тех близких и родных.
Константин Максименко, муж Заремы Османовой
Страшно. Однозначно. Но делать что-то надо. Если я сам не могу поехать, мне нужно обеспечивать, то едет она. Важно почему? Чере Крым транзитом половина, а то и большая половина, идут сразу в Россию, то смысл тогда этих всех телодвижений в виде АТО, войны и т.д. и т.п.
Акцию крымских татар с самого начала поддержали добровольческие батальоны. В первую неделю блокады на Чонгар ездил и комбат харьковского батальона “ДУК” Правый сектор.
Сергей Быстров, нач. штаба 15 батальона ДУК “Правый Сектор”
Принято решение, что в ближайшее время будет составлен график блокады Крыма всеми батальонами ДУК “Правый сектор”. И согласно этому графику, мы отправляем своих бойцов для блокировки всех путей на Крым. Очень много бойцов, которые готовы бороться с агрессией, с аннексией нашей территории, непосредственно там присутствует комбат-татарин, комбат 9-го батальона Правого Сектора. Для него это его родная земля. И наша позиция в этом как раз такая же.
С момента объявления старта блокады государство заняло “осторожную” позицию: вроде бы и не против, но и от особо явной поддержки – воздержалось. И хотя активисты своими действиями, по сути – нарушают закон, препятствуя предпринимательской деятельности, правоохранители изначально не препятствовали ни блокированию потока транспорта, ни “допросам” водителей. Более того, не мешали требовать у них документы и осматривать багаж. При этом под прессинг попадают даже те крымчане, которые сохранили украинские паспорта, несмотря на оккупацию полуострова.
Многие эксперты назвали акцию “запоздалой” и сошлись во мнении, что ответственность за регулирование экономических отношений с Крымом должна лежать, в первую очередь, на официальном Киеве, а не на общественниках. Но до сегодняшнего дня торговля с аннексированным полуостровом регулируется законом о создании СЭЗ «Крым», который вступил в силу больше года назад. Документ на 10 лет освободил Крым от уплаты общегосударственных налогов и сборов. Поставки крымских товаров на материковую Украину приравняли к режиму “экспорт”, а ввозить украинские товары в оккупированный полуостров начали как импортные. Таким образом, товарооборот не запретили, как это сделала Грузия после оккупации Абхазии и Южной Осетии. И все это время торговля с Крымом была легальной. Правда, весьма рискованной.
Сергей Беренда, экономист
Вот эта ситуация с Крымом была все понятна давно. И многие предприятия эти риски торговли с Крымом уже дивным давно оценили и понимают, что торговать с Крымом – это в любой момент может закончиться. С точки зрения влияния этих санкций, или блокады, то, понимаете, она же может отмениться в любой момент. Это некая общественная точка зрения на этот процесс.
Общественную продуктовую блокаду экономист называет гибридной формой санкций. А любые санкции – это дорога с двухсторонним движением: от их введения потери несут обе стороны. Но данное решение – не столько экономическое, сколько политическое: когда в мире вводят коллективные санкции против агрессора, Украине также приходится выбирать между безопасностью и бизнесом.
Сергей Беренда, экономист
Если кто-то рассматривал… Но я не думаю, что остались такие предприниматели, которые рассматривали торговлю с Крымом как одно из основных своих направлений, но потери, безусловно, есть. Оценить в деньгах эти потери очень сложно, ну практически невозможно. Я вам скажу даже больше. В Украине опыта введения санкций, а также анализ их влияния никто не проводил.
Через несколько дней после начала блокады, в ряде СМИ появилась информация, что забитые продуктами фуры, которые не смогли попасть в Крым через Херсонскую область, двинулись в большой объезд: через Харьков, Белгород, Ростов и Керченскую переправу. Правда, харьковские таможенники заверили, что за последнее время видимых всплесков грузоперевозок на пропускных пунктах не произошло.
Підписуйтесь на Telegram-канал “Новини АТН”