Украину снова пугают дефолтом. На этот раз в качестве злого предсказателя выступил советник Президента России Сергей Глазьев. По словам российского политика, если Украина срочно не вступит в Таможенный союз, то ее погубят высокие цены на газ, внешние долги и дефицит бюджета. Отдавая дань политическому шантажу Кремля, аналитики признают, дефолт для Украины может стать реальностью, и именно из-за указанных трех факторов. Сейчас Украина, по оценке экспертов, самая энергозатратная страна в Европе и напрямую зависима от России. За газовые долги Москва хочет заполучить украинскую газотранспортную систему. Однако при этом правительство Украины не предпринимает ни кардинальных реформ по внедрению энергосберегающих технологий, ни, как советует экс-министр экономики Виктор Пинзеник, не уменьшает количество дотаций небедным потребителям газа, в частности НАК “Нефтегаз Украина”. Хотя именно снижение бюджетного дефицита, считают ведущие экономисты, сейчас является главной задачей для Украины. По данным Минфина, дефицит госбюджета Украины увеличился до 22,5 млрд гривен за первое полугодие с 6,7 млрд гривен за аналогичный период 2012 года. В украинском правительстве, формируя главный финансовый документ, не перестают надеяться, что экономический рост достигнет как минимум 3,4%, в то время как реальные цифры говорят обратное: ВВП падает, резервы Нацбанка тоже, спрос на сталь в Европе, который приносит Украине основные доходы от экспорта, уменьшается, а единственным способом хоть как-то заткнуть бюджетные дыры остается снова взять в долг. Чтобы обойтись без третьего кредита от МВФ Украина продала еврооблигаций на $2,3 млрд. В то время как ведущие мировые эксперты предупреждают, украинскому правительству надо не искать, где занять еще, а сокращать расходы.
Лешек Бальцерович, польский экономист-реформатор, автор “шоковой терапии”
Главным источником долга, и самого опасного долга, государственного долга, зарубежного долга – это слишком высокие издержки бюджета. И в Украине по отношению к валовому продукту даже выше чем в Польше! У Вас, последние цифры которые я читал, 49 % – это один из самых больших показателей в Европе. У нас есть 43 – тоже слишком много. Но если есть такие издержки, тогда, во-первых, налоги высокие, и это тормозит экономику, во-вторых, даже налогов высоких не хватает, и наступает повышение долга!
Однако пойти на сокращение расходов, прежде всего в социальной сфере, для команды Януковича практически смерти подобно – впереди президентские выборы. И чтобы расплатиться по долгам внешнем, в правительстве решили занять у народа. Для этого были выпущены сертификаты казначейского обязательства на сумму более 1,5 миллиардов гривен. Однако выяснилось, что ценные государственные бумаги не пользуются популярностью у населения, которое не хочет вкладывать в них сбережения. Тогда, утверждают на форумах работники “Ощадбанка”, эти сертификаты начали распространяться в добровольно-принудительном порядке. Как пишет в своем блоге журналист Татьяна Чорновил, ради того, чтобы заткнуть дыру в госказначействе в 100 миллионов долларов, бумаги по 500 долларов каждая принуждают покупать самих работников «Ощадбанка», в том числе тех рядовых сотрудников, у которых зарплата в два раза ниже стоимости сертификата. В харьковском областном управлении “Ощадбанка” по телефону заверили АТН: заявления о том, что руководство под угрозой увольнения заставляет покупать своих сотрудников сертификаты казначейства, полная ерунда. Однако сами работники “Ощадбанка” в соцсетях говорят другое. Правда, на эту тему общаются не охотно, и утверждают, что особо никто никого не заставляет – просто предлагают вложить сбережения в госбумаги.
Любовь, сотрудница АО “Ощадбанк”
Я нахожусь в декретном отпуске, мне отнюдь сейчас не до работы, хотя я тоже такое слышала, но не более того.
Ирина, сотрудница АО “Ощадбанк”
Некоторых из нас просили купить, но никого не увольняли – лично я не имею на них денег, и не покупала, а если бы имела, то это лучший вклад под проценты
Экономисты подтверждают: действительно, при нормально функционирующей финансовой системе, вложение в госбумаги гораздо менее рискованно, чем в частном секторе. Однако только когда само государство имеет хорошую репутацию на международном рынке.
Тарас Данько, кандидат экономических наук
Нажаль, до сьогодняшнього дня Україна знаходиться взагалі як позичальник й на світових ринках, й внутрішньому ринку, є таке поняття як “джанг”, тобто це смітники цінних папер. Тобто ми й досі перебуваємо майже на цій межі. Це вважається ризикованим, й Україна вимушена платити більші відсотки, тим людям, які купують їх облігації за той ризик, який з цим пов”язан. Бо це ризиковані операції. Тому. коли Україна продає ці облігації українським громадянам, то вони беруть на себе певний ризик, що так оцінюють, в тому числі й світові фінансисти стан нашої держави.
Финансовые эксперты говорят, если Украина в ближайшее время не предпримет каких-либо мер, чтобы именно сократить бюджетные расходы, то ее ждет судьба Индии, которая из-за нехватки расчетных средств переживает самое резкое падение национальной валюты с 1992 года.
Підписуйтесь на Telegram-канал “Новини АТН”