Скважина «Беляевская-400» разместилась лишь в двенадцати километрах от Первомайского. Поблизости расположены еще восемь поселений. Это первая поисковая скважина, которая появилась в рамках совместной деятельности компаний «Укргаздобыча» и Shell. Сотрудничество предусматривает проведение поиска, разведки и добычи нетрадиционных газов на территории Харьковской области.
На первый взгляд, дело полезное, однако методы добычи нетрадиционных газов вызывают у экологов много вопросов. Например, технология гидравлического разрыва или гидроудара, которая предусматривает закачку на глубину в несколько километров большого количества воды с растворенными в ней химическими реагентами. С помощью этой смеси газ вытесняют из песчаников.
Жители обеспокоены
Куда они денут эту токсическую смесь? Будут хранить в отстойниках под открытым небом? Вывозить на фурах? И куда? Мы знаем, что некоторые страны отказались от такой добычи газа. А нас, значит, считают за дураков?, – возмущается руководитель местной общественной организации «Народный контроль» Нина Павленко. Двести жители Первомайского уже подписали обращение к президенту с требованием проведения местного референдума.
Люди боятся «второго Чернобыля». Такие беспокойства часто можно услышать на улицах города.
Что за химические вещества они будут закачивать под землю? Я не хочу, чтобы вокруг нас все пожелтело и вымерло, – жалуется пенсионерка Надежда Ермак.
По мнению другого жителя Первомайского Ивана Спирова, использование для добычи большого количества воды в районе, где и без того существуют проблемы с водоснабжением, еще больше осложнит ситуацию.
Власти успокаивают
В райгосадминистрации пытаются развеять такие опасения. Местная власть провела «широкую разъяснительную работу среди населения», прошли и общественные слушания, утверждает председатель Первомайской райгосадминистрации Виктор Намчук. В разговоре с Deutsche Welle он пообещал реагировать, если инвестор будет способствовать ухудшению состояния окружающей среды.
Но то, что я вижу, как организована работа, какое отношение к выполнению экологических требований, все на высшем уровне, – говорит Намчук.
В компании Shell, отвечая на вопрос Deutsche Welle, сообщили, что технология гидроразрыва применяется в мире уже более 60 лет и считается безопасной.
Мы понимаем обеспокоенность населения относительно рисков попадания в грунтовые воды химических веществ, но мы применяем лучшие стандарты герметизации скважин. И мы не проводим работ, пока нет уверенности в отсутствии рисков ущерба для окружающей среды, – заявила пресс-секретарь компании Анна Думанская.
Местные экологи бьют тревогу
Председатель харьковской экологической группы «Печенеги» Сергей Шапаренко видит угрозу для окружающей среды еще в том, как и где будет храниться смесь, которая будет использоваться для гидроудара. Кроме того, по его словам, не понятно как этот раствор будут утилизировать, и куда попадет та часть смеси, которую не смогут достать на поверхность.
Это может быть несколько десятков тысяч кубометров жидкости, – выразил свое беспокойство в разговоре с Deutsche Welle Шапаренко.
Исполнительный директор львовской организации «Экология. Право. Человек» Елена Кравченко в связи с этим обратила внимание и на недостатки украинского законодательства.
Украина должна сначала усовершенствовать свои законы, чтобы исключить все экологические риски, а уже потом начинать добычу, – считает она.
Недавно ряд украинских экологических организаций обратились к правительству с открытым обращением, где призвали не поддерживать добычу нетрадиционных газов. Они опасаются, что это может привести минимум к потере стратегических запасов питьевой воды, и напомнили о резолюции конгресса Международного союза охраны природы, который призвал государства приостановить выдачу лицензий на такую газодобычу.
Источник: DW
Підписуйтесь на Telegram-канал “Новини АТН”