Историк и искусствовед Александр Ангерт размышляет о модернизме через призму скрытых смыслов прозаической литературы “потока сознания” легендарного французского писателя Марселя Пруста в романе “В поисках утраченного времени”.
“О, модернизм! Как перевернул ты умы и сердца людей своего времени, обнажив мироощущения обычных смертных!”, – говорит историк и искусствовед Александр Ангерт о литературном явлении-революционере.
Действительно, модернистское направление, разрушившее ментальные стереотипы, стало настоящим катаклизмом в творческой среде. Однако, как и полагается перерождению, модернизм расчистил поле для новых людей, чье восприятие реальности отличалось от предшественников и послужило основой для литературных шедевров. Одним из гениев обновленного художественного языка стал французский писатель Марсель Пруст.
Александр Ангерт предлагает погрузиться в неисчерпаемое смысловое содержание семитомного цикла “В поисках утраченного времени” Пруста, чтобы через его призму понять тонкий флер мысли великого мастера слова и ощутить всю суть модернизма.
“В поисках утраченного времени”: смыслы, понятия, идеи
“Умный человек не боится показаться глупцом другому умному человеку”, – написал Марсель Пруст в романе «По направлению к Свану» – первой части цикла.
Поэтому автор, как предполагает Александр Ангерт, не боялся просто-таки выливать весь поток сознания своих персонажей на бумагу, обнажая их страхи, мечты, убеждения, наблюдения, эмоции, чувства, импульсы и моменты счастья. “Мыслительная нагота” в итоге в пересчете на печатные буквы обнаружила себя на более, чем 3000 книжных страницах! Хоть и не каждый в наше время жаждет нагружать себя таким объемом серьезной информации, всё же прочитать цикл “В поисках утраченного времени” – жизненная необходимость. Александр Ангерт уверяет, что после путешествия в глубокий смысл буквенных строк и молчаливого междустрочья даже воздух, которым вы дышите, станет немного, почти незаметно, другим на вкус.
Прежде чем начать разбор гениального романа, стоит отметить, что вопреки популярному мнению о том, что Марсель Пруст писал его как автобиографию – это не так. В настоящих экспертных кругах философов и искусствоведов, делится Александр Ангерт, давно знают, что может произведение и имеет схожие с реальной жизнью автора события, персонажей, обстановку и другие художественные элементы, “В поисках утраченного времени” – это исследование природы человеческой души и разума через собственную парадигму Марселя Пруста. Да, при чтении автор и главный герой-рассказчик Марсель невольно сливаются воедино, но не поддавайтесь первому импульсу их отождествить. Александр Ангерт советует стараться всегда разделять наблюдателя и наблюдаемого, чтобы понять истинную суть рассказа.
“В поисках утраченного времени”: краткое содержание по томам как пример модернистского подхода
“По направлению к Свану” – задающий направление отрезок жизни главного героя – рассказчика Марселя. Этот эпизод станет в будущем событийным прототипом в жизненном сценарии уже взрослого героя, переживающего драму любви. Историк и искусствовед Александр Ангерт утверждает, что здесь сработал психологический эффект: друг семьи Сван своим рассказом о светлых чувствах настолько впечатляет сенситивного мальчика, что, дабы воспроизвести теплые воспоминания, бессознательно решает повторить некоторые события из его биографии. Поэтому Свана, как говорит Александр Ангерт, важно рассматривать как предвестника последующих событий в жизни Марселя.
Второй том “Под сенью девушек в цвету” знакомит нас с Альбертиной – любовью всей жизни Марселя. Он встречает ее на берегу Бальбека среди залитых солнцем девушек и..влюбляется.
Роман “Сторона Германтов” становится символом светской жизни и высшего общества, куда стремился Марсель. Его приняли, несмотря на отсутствие родословной, но “смотря”, как раз-таки на манеры и интеллигентность героя. Такая проверка и лицемерное скрытие своих низменных черт, делится прдеположениями Александр Ангерт, и стали одними из факторов наступившего разочарования.
Четвертый том “Содом и Гоморра” – повествование о глубокой фрустрации, падении авторитета людей из круга герцогов Германтских, на фоне сложных взаимоотношений с Альбертиной.
“Пленница” – роман о том, как Марселя начинают переполнять ревность и непомерное эго в отношении своей возлюбленной. Причем эти чувства настолько захватывают его, что Альбертина оказывается буквально в плену. Как отмечает Александр Ангерт, главный герой подозревает ее в связях не только с мужчинами, но и женщинами, а, значит, допускает гомосексуальность – тему, которую литературный модернизм не стал замалчивать. Впрочем, вернемся к сюжету.
Возлюбленная Марселя настолько огорчается попытками властвовать над ее жизнью, что в конце концов сбегает (“Беглянка”). И делает это настолько решительно, что случайно умирает, трагически упав с лошади. Так она сбегает от героя навсегда и в недостижимое для него “место”. Таким образом, “В поисках утраченного времени”, соглашается с философами Александр Ангерт, тонко повествует о бесценности прошедших моментов, проведенных с исчезнувшими из жизни героя людьми.
Седьмой том “Обретенное время” как раз о том, что Марсель понял, как и куда ему вылить все страдания из-за утраченного времени. Теперь герой знает, в чем его предназначение, четко видит вектор своего творчества. Но вместе с тем ощущает, что главным его препятствием становится здоровье. Историк и искусствовед Александр Ангерт замечает, что в искусстве недуг человека часто становится триггером для творческого триумфа. Предчувствуя недолгую жизнь, Марсель принимается всё свое время посвящать написанию романа. Таким образом, когда вы подходите к концу цикла, понимаете, что всё его содержание – не что иное, как биографическая отсылка (именно отсылка!) к реальной жизни Пруста. Ведь автор, говорит Александр Ангерт, будучи еще школьником, уже осознавал свое писательское будущее, и действительно мучился от незнания своей главной “темы” в литературе.
Вместо заключения
Историк и искусствовед Александр Ангерт рекомендует обратить внимание на тот факт, что первый и последний том цикла писались почти одновременно – по признанию самого Марселя Пруста.
“Он знал, куда идет и зачем”, – говорит наш эксперт.
На самом деле, это означает, что у цикла есть две границы, содержание между которыми является, что называется, ретроспективой. То есть, автор, понимая к чему всё в итоге придет, вставлял фрагменты заблаговременно – перед наступлением завершающего тома, чтобы поставить заранее вопросы – и ответить на них в конце. Поэтому символизм и неслучайность, которые незаметны при первом прочтении, станут очевидны в последующем.
Все романы цикла “В поисках утраченного времени” нужно читать в оригинальной последовательности и минимум три раза – рекомендует Александр Ангерт. В первый раз – для ознакомления, второй – для понимая, третий – для осознания.
Приятного чтения!
Підписуйтесь на Telegram-канал “Новини АТН”