Пасхальные яйца и куличи появились на столе христиан практически сразу после Воскресения Христа. Праздничный хлеб под названием паска, кстати, он был с горькими травами, древние евреи ели в знак освобождения. В память тайного ужина, когда Христос преломил хлеб, верующие и сейчас причащаются пасхальными куличами. Яйца, по церковной легенде, стали символом праздника благодарности Марии Магдалине. Она принесла их в дар римскому императору с проповедью. И когда он сказал, что скорее поверит в то, что яйцо станет красным, чем в Воскресение Христа, яйцо покраснело. Сейчас красные и другие писанки – редкость. Большинство верующих красят их не собственноручно, а с помощью фабричных наклеек. Но к празднику Пасхи харьковский клуб писанкарства всегда презентует свои работы – воплощение старинных традиций. Лариса Волкова – одна из мастеров. Свои умения она передает ученикам филиала третьей музыкальной школы. Лариса говорит, что создание даже простейшей писанки – это полтора часа времени. По ее словам, характерными для Слобожанщины являются растительные узоры. Современные наклейки для Пасхальных яиц Волкова считает лишь сувениром. Говорит, что настоящая писанка – это своеобразное сочинительство пращуров. Даже чумаки, говорит мастерица, всегда носили с собой писанку как память о родительском доме. На Слобожанщине же мужчины дарили писанку своей невесте в знак любви.
Лариса Волкова, мастер писанкарства:
“Писанку никогда не ели. В древности никогда писанку не выдували, она оставалась полной, с живой энергией. Писанка была предназначена для того, чтобы ее подарили, оставили этот добрый знак в память. Это – подарок, оберег.”
Мастера-хлебопеки не настолько дотошно относятся к аутентичности куличей. Каждый день на хлебозаводе выпекают до шестидесяти тысяч куличей – замешивают тесто и пекут, по словам работников, по бабушкиным рецептам: помнят, как любили этот праздник в детстве. И каждый раз, когда в предпасхальную неделю вместо батонов, начинают выпекать праздничные куличи, волнуются. Ведь, это, по их словами, как домашняя подготовка к празднику.
Наталья Галкина, нач. смены:
“Дома уже не печем, потому что вся энергия, и все настроение уходит здесь на работе – мы пасху печем не только для людей, но и для себя тоже.”
Раскрашивать яйца самостоятельно или клеить наклейки, печь или покупать куличи – каждая хозяйка решает это в зависимости от объема семейного кошелька, умения стряпать и наличия свободного времени.
Елена:
“Вы знаете. дело в том. что в принципе цены кусаются, а у нас семья большая, чтобы накормить мужчин печем сами, побольше.”
Зинаида:
“Дороговато выходит все. сами понимаете – легче купит, продукты дорогие, все дорого, поэтому решили купить.”
Светлана:
“Покупать буду я, а печь мама – мы друг к другу в гости пойдем и будем меняться.”
По христианским традициям, никто не должен остаться без праздничного угощения в этот день – ни нищий, ни заключенный. Именно им, рассказывают священники, раздают принесенные в церкви кулича и яйца. В церкви настаивают – Воскресение Христово – это не только богатый стол, в первую очередь, – духовный праздник – долгожданная надежда на право Божьего Царства.
Отец Сергей:
“Все то пасхальные блюда, которые ми кушаем на Пасху и протяжении всех праздничных дней – оно должно соединяться с внутренним состоянием. это не означает, что пришла Пасха и он должен на широкую ногу разгуляться, это значит, что человек должен осознавать и задумываться, что бог сделал ради нас.”
Поэтому священники советуют обязательно прийти в церковь. Те, кто не смогут отстоять всенощную, смогут посвятить куличи утром. Тем более, что городской транспорт и метрополитен будут работать круглые сутки.
Марина Николаева, Наталья Хачко
Підписуйтесь на Telegram-канал “Новини АТН”