Виктор Слинько на авиационном заводе работает уже более 30 лет. Проблемы на ХАЗе начались, говорит мужчина, еще в 90-х. С тех пор становится только хуже – сейчас задолженность по его заработной плате в целом составляет около 130 тысяч гривен.
Виктор Слинько, работник Харьковского авиационного завода:
Я не имею возможности даже пользоваться общественным транспортом – я приезжаю на завод и уезжаю на велосипеде, потому что у меня нет денег для того, чтобы оплатить. Да, иногда мне платят, сами понимаете, за сентябрь прошлого года. Даже если я получаю, например, какие-то шесть тысяч или пять тысяч гривен, но с учетом того, что постоянные долговые обязательства перед знакомыми, перед друзьями – то этих денег не хватает на то, чтобы при нынешних рыночных ценах купить даже вкусную булку хлеба.
На сегодняшний день долги ХАЗа по официальным данным достигают 230 миллионов – это больше половины от всей задолженности по выплате заработной платы на Харьковщине.
Оксана Глебова, работница Харьковского авиационного завода:
Мы опять никому не нужны. Ну как такое может быть, как можно угробить в Украине серийный завод, который производит уникальнейшие самолеты? Ну нигде нет таких самолетов, спросите кого угодно. Они и в Африке востребованы, вон Канада хочет их получить. Вот сейчас собираются платить половину октябрьской заработной платы, ну где ещё такое есть?
Этот вопрос поднимался президентом Зеленским в ноябре прошлого года. Тогда генеральный директор концерна «Укроборонпром» пообещал гаранту, что руководство планирует погасить долги по зарплате в течение шести месяцев. С тех пор работникам выплатили заработную плату только за несколько месяцев 2019 года. Сейчас «Укроборонпрому» дана очередная отсрочка в две недели, говорит Кучер.
Алексей Кучер, председатель ХОГА:
Я мушу вже визнати, що в мене навіть з керівництвом «Укроборонпрому» – ми знаходимось на межі конфлікту фактично. Тому що та обіцянка, яка була дана президенту, вона на сьогоднішній день керівництвом не виконана. Ми встановили на з’їзді строки місяць. Була знову дана обіцянка – відверто кажу, що я в неї не вірю. Ми потиснули руки і я мушу витримати цей місяць.
Вот эти крылатые машины пылятся в сборочном цехе еще с 2014 года. Каждая в разной степени готовности. Всего, по словам главного инженера, фюзеляжей Ан-74 различных модификаций – 9 и 7 фюзеляжей – АН-140. К примеру, в этот красавец вложили 50% от его стоимости по контракту для Казахстана. Готов он по заводским технологиям на 85% и, чтобы поднять его в небо, надо еще 15-17 миллионов долларов, говорит Валерий Алейников. А эти великаны уже собраны – это тоже антоновские самолеты Ан-140 100. Один из них даже прошел полный цикл изготовления.
Валерий Алейников, главный инженер Харьковского авиационного завода:
По заводу был передан и эксплуатировался, имеет некоторую выработку ресурса – порядка 900 посадок. Второй находился на этапе заводских испытаний, был полностью собран, но в связи с тем, есть такое определение как комплектующие, которые эксплуатируются по ресурсу и не зависимо от того, эксплуатировался после расконсервации. Это в включение, в поток или совершение каких-то действий – они подлежат обязательной или замене, или капремонтам – это включая двигатель, воздушный винт и ряд систем.
Реализовать эти две крылатые машины – основная задача предприятия, и вот, по словам руководства ХАЗ, без поддержки государства сделать это невозможно.
Алексей Кучер, председатель ХОГА:
Це два літака, які можна реалізувати. Якщо буде замовлення найближчим часом, ми зможемо отримати близько пів мільярда гривень. Зрозумійте, що пів мільярда гривень – це одразу погашення всієї заробітної плати і ще залишаються кошти для операційних потреб.
Завод пока фактически законсервирован, работники просто поддерживают его жизнедеятельность, и, по словам главного инженера, только появятся деньги – завод запустят сразу.
Валерий Алейников, главный инженер Харьковского авиационного завода:
Ми предприятие законченного полного цикла – единственное ПКИ. Это очень специализированное, значит мы не делаем – стойки шасси, мы не делаем двигатели, мы не делаем Авионику и там ряд систем. А все остальное, что касается крыла до установки. ПКИ – поолностью, фюзеляж – полностью и литейное производство, кузнечное, заготовительно штамповочное.
Встреча председателя ХОГА с руководством ХАЗа и авиационным коллективом завершилась договоренностью создать рабочую группу из сотрудников завода, чтобы Кучер вместе с ними встретился с руководством «Укроборонпрома» в случае, если за две недели ситуация не изменится. Пока оптимизма добавляет лишь то, что на первом в истории страны Всеукраинском съезде авиастроителей было объявлено, что в течение месяца будут подписаны контракты на изготовление Харьковским авиазаводом 13 самолетов. Тогда же было решено создать новую должность вицепремьера, который будет отвечать за авиацию.
Підписуйтесь на Telegram-канал “Новини АТН”