В условиях утечки из регионов перспективных абитуриентов и опасности лишиться госфинансирования многие российские вузы оказались вынуждены принимать на бюджетные места даже плохо подготовленных и не мотивированных на полноценную учебу выпускников школ. Около 15% студентов в стране можно назвать необучаемыми, пишет Независимая газета. В некоторых вузах показатель выше.
И парадокс в том, что вузам выгодно засилье необучаемых студентов: им можно назначить платные факультативы или за взятку закрыть сессию. Засилью в вузах необучаемых студентов способствует в том числе неразвитость среднего профессионального образования. К такому выводу пришли участники стартовавшей сегодня в Москве ежегодной Апрельской конференции Высшей школы экономики (ВШЭ).
Термин «необучаемые студенты» не имеет негативной окраски, это нейтральная формулировка, подчеркивает участник Апрельской конференции ВШЭ, автор доклада, профессор Тихоокеанского государственного университета Эльвира Леонтьева.
Необучаемыми в исследовании названы студенты, которые либо не способны освоить университетскую программу из-за плохой школьной подготовки, либо в принципе не хотят, так как имеют иные жизненные приоритеты, а вуз воспринимают лишь как формальность.
По оценкам исследователей, которые опираются на опросы школьников и студентов об их учебных стратегиях, доля необучаемых студентов составила в России около 15% на середину нулевых годов. Опросы преподавателей выявляют, что в зависимости от региона и вуза эта доля может достигать и 50%. Иногда преподаватели жалуются, что из всей группы лишь единицы способны воспринимать материал.
Проблема усугубляется образовательной миграцией молодежи в стране. Речь идет о массовой утечке из большинства российских регионов наиболее перспективных абитуриентов в другие – как правило, центральные – регионы, где расположены известные и престижные вузы.
Получается, что никуда не уезжают лишь те выпускники школ, которые скорее всего не пройдут конкурсный отбор в крупный вуз. Эти абитуриенты поступают в местные университеты и институты. Региональные вузы, в свою очередь, вынуждены снижать вступительный балл и для платного, и для бюджетного отделения. Иначе, если случится недобор студентов на бюджетные места, вузы рискуют полностью или частично лишиться государственного финансирования. А недобор на платные места лишит вузы дополнительного притока средств.
Леонтьева пришла к парадоксальному на первый взгляд выводу, что засилье так называемых необучаемых студентов вузам даже выгодно. Формальный подход к обучению берется на вооружение не только самими студентами, но и преподавателями, которые вместо мотивирования студентов начинают потакать их слабостям.
Формальный подход дает вузам возможности для извлечения финансовой выгоды из необучаемости студентов, ведь им можно назначить платный факультатив, причем вовсе не обязательно, что факультатив пойдет на пользу, либо даже за взятку закрыть сессию.
«Контингент с низким уровнем требований к качеству образования является более важным и более выгодным для университета, чем тот, который показывает высокий уровень усвоения учебных программ. Поэтому, ориентируясь на формальные показатели отчетности, университет формирует внутреннюю среду, комфортную для необучаемых. Это, в свою очередь, влечет за собой клубок проблем, в которых пытаются разобраться наши университеты: отсутствие стимулов к повышению академической культуры преподавателей, дискредитация учебных программ и образовательных стандартов, девальвация оценок и отсутствие четких критериев их выставления, коррупция», – описывает ситуацию Леонтьева.
Также исследователь добавляет, что сейчас до 97% внебюджетных фондов региональных вузов формируются за счет оказания платных образовательных услуг.
Но на самом деле в таком снижении качества высшего образования нет ничего удивительного. «Разве может быть иной картина, когда в университеты поступают и собираются поступать более 90% выпускников школ и когда других образовательных альтернатив перед школьниками фактически нет?» – спрашивает Леонтьева.
Источник: Независимая газета
Підписуйтесь на Telegram-канал “Новини АТН”