Введенская деревянная церковь была построена еще в 1761 году именно на этом месте, в городке Мерефа, что под Харьковом. Ее уничтожила советская власть в 30-х годах прошлого столетия в период активной борьбы с религией и навязыванием атеизма, говорят исследователи.
Александр Савчук, издатель – автор проекта:
Ось ми можемо побачити за кресленнями, за компасом, що вівтар церкви був розміщений з боку Сходу. На Заході – вхід до церкви. Приблизно так на цьому місці вона була розміщена.
В те времена уничтожения храмов большевиками украинцы воспринимали как настоящую трагедию и саморазрушения, говорит автор проекта «Уничтоженные шедевры украинской деревянной сакральной архитектуры» Александр Савчук. Деревянные храмы исчезали по разным причинам, отмечает он, но именно насильственная, сознательная деструкция была самой мучительной. Чтобы современные украинцы имели представление о традиционных церквях, Александр вместе с Украинским культурным фондом и другими коллегами восстановили здание в формате 3Д. В таком виртуальном виде можно разглядеть малейшие детали.
Александр Савчук, издатель – автор проекта:
А якщо ми побачимо цю 3D модель. Таким чином, ми можемо в повній мірі уявити усі пропориції, красу, естетику. Загалом, архітектура церковна – це спроба висловити національне поняття про красу, як українці бачили красу, ось так для них красиво.
К строительству Введенской церкви в 18 веке привлекли опытного мастера, который владел в совершенстве строительной техникой, это Аким Погребняк. Когда зрители смотрели на стены храма снаружи, перед глазами стояло сопоставления различных по величине и стройности граней. Среди них есть большие, меньше и совсем узкие. Поэтому церковь выглядела величественной и стройной.
От ми можемо розглядати її прекрасні абриси. Це, так звані, “восьмерки”, восьмикутники, які стають один на один. Це таке просторове розгортання мас цієї споруди, вона цікава з різних ракурсів. Це видатна памятка, яка нам представляє українську, навіть скажу більше, Слобожасньку архітектуру. Якщо б вона зберіглась, це була б популярна туристична споруда.
С помощью 3D модели можно было бы воссоздать здание и сейчас, говорит Александр Савчук, однако это удовольствие не из дешевых. По приблизительным подсчетам, строительство обойдется в несколько десятков миллионов гривен. Местные жители уверены – такое сооружение могло бы привлекать в Мерефу туристов, следовательно община получала бы существенные доходы и активно развивалась. Пока – говорят люди, ходят в одноэтажный храм, расположенный у места, где ранее была деревянная церковь.
Людмила, жительница г. Мерефа:
Ну, чула що була там церква, де хрест стоїть, люди ходили. там була церква деревяна. – А хотіли б щоб відтворили? – Хотіли б канєчна, щоб хорошу церкву нам построїли. А шо тут таке, міста мало.
Валентина, жительница г. Мерефа:
А хотели бы мы этого, да. Пускай бы было. – Чтобы ездили туристы? – Все, и украинские, и иностранцы, это хорошо, когда ездят.
О большей части уничтоженных храмов, которые уже не существуют физически, можно узнать благодаря чертежам и фотографиям Стефана Таранушенко, слобожанского исследователя украинского деревянного храмового строительства. Он обследовал и описал сотни украинских сельских церквей, которые впоследствии безжалостно разрушили большевики. Сейчас часть сакральной архитектуры – деревянные украинские церкви, говорят историки, стоит на грани окончательного уничтожения. Часть – спасена в заповедниках, но преимущественно на Западной Украине.
Підписуйтесь на Telegram-канал “Новини АТН”