Ликвидировать пробелы в законодательстве и определить понятие жилой и общей площади объекта жилой недвижимости – такую цель называют авторы законопроекта. Однако, вместе с определением понятий, законодатели, практически меняют суть документа, говорят юристы.
Василий Билоус, юрист: «Якщо раніше за житловим кодексом, нині чинним, було заборонено надавати приміщення у житлових будинках для потреб промислового характеру, то тепер термін «промислового» замінили на «виробничого», і цей термін за побоюваннями безлічі юристів є значно ширшим, ніж промисловий… Усі перукарні, аптеки, нотаріальні, юридичні контори, інші офіси малих підприємств, що розташовані у житлових будинках, вони після набуття законом чинності залишаться поза законом».
В законопроекте идет речь о всех помещениях, которые расположены в жилых домах, при этом будет ли распространяться его действие на помещения, которые уже переведены в нежилой фонд, авторы законопроекта не уточняют, равно как и не указывают, какую именно деятельность считать производственной. Вместо кухни и комнат, в бывшей двухкомнатной квартире теперь частная фирма. Занимаются информационной деятельностью, говорит владелец фирмы, мужчина опасается, что законопроект – это лишний повод для штрафов и проверок.
Алексей Евич, частный предприниматель: «Это опять очередной шаг, который будет огромнейшей нагрузкой на весь малый бизнес. Тем более, деятельность у нас информационная. Мы не шумим, не кричим, у нас бывает от соседей больше шума, они то перфоратором, то еще чем-то, то есть, мы не можем здесь находиться. Вот буквально пару дней назад что-то красили, через вытяжке здесь просто не было чем дышать, то есть, наоборот, как бы арендаторы страдают».
80 % первых этажей только в центре города переведены в нежилой фонд, рассказывает риелтор Наталья Шкилева. Кроме того, говорит, еще с советских времен в проекты домов заложены нежилые помещения для объектов социально-культурного назначения.
Наталия Шкилева, вице-президент Украинской гильдии риелторов: «Расположить в многоэтажном офисном центре продуктовый магазин, на это не пойдет бизнесмен, потому что для многих объектов социального назначения необходима некая публичность, он должен быть расположен на первом этаже, в проходной месте, вот тогда он будет успешным. Офисные центры сдаются в основном только под офисы».
Для харьковчан же магазин или аптека во дворе собственного дома – это просто удобно.
Нина Павловна, пенсионерка: «А как нам обходится без этого? Куда-то в супермаркет их отвезут? Ходить же далеко, а так все под домом и услуги, и товары, и продукты – очень хорошо».
Ирина, диспетчер: «Пользуемся и аптекой, и магазином. Я думаю, – это удобно, близко, не нужно далеко ездить и ходить».
Впрочем, изменения предусмотренные законопроектом, не только создадут неудобства, они вообще противоречат и Конституции, и гражданскому праву, говорит Василий Билоус.
Василий Билоус, юрист: «Ось ці косметичні зміни, вони просто ігнорують державні стандарти, я процитую – це державні будівельні норми, будинки і споруди, житлові будинки. Так ось що зазначено, що в житловому будинку на першому і другому і цокольному поверхах можуть розміщуватися нежитлові приміщення – магазини, поліклініки, стоматкабінети, нотаріальні контори, художні та спортивні школи тощо».
Если закон все же примут, тех, кто либо работает в собственных квартирах, либо арендует офисы в жилых домах, ожидают постоянные визиты сотрудников СЭС, милиции и налоговой. И предпринимателям грозит, если не выселение, то постоянные админштрафы. Однако Билоус считает: защитить свой бизнес люди смогут через суд.
Анна Черемнова
Підписуйтесь на Telegram-канал “Новини АТН”