10 копеек ежедневно – по таким правилам цены на заправках повышаются уже на протяжении недели. Сейчас за популярный 95-й бензин просят от 10 гривен 40 копеек до 10 гривен 80 копеек. И это, по прогнозам экспертов, не предел – до начала апреля цена может подскочить до 11 гривен 20 копеек.
С такими прогнозами машину можно поставить в гараж и забыть о ее существовании, возмущены водители. Говорят: теперь заправиться на 100 гривен, значит – ездить с пустым баком. Кому же без машины просто не обойтись, переходят на более дешевую марку.
Сергей, таксист: «В 2 раза больше получается, процентов на 70 однозначно за неделю. Если мне хватало 100 рублей, сейчас 150 минимум!»
Тарас, водитель: «Оно все глобально отражается! Раз оно поднялось, будут сразу однозначно подниматься цены на все! Все ж зависит от перевозок!»
Дмитрий, частный предприниматель: «Для них поднять на 10 копеек цену – лишний миллион положить в карман! Лишним он не бывает! Цены не обоснованы, и так было дорого ездить, теперь еще в 2 раза дороже!»
Такой скачок участники украинского топливного рынка объясняют ростом мировых цен на нефть. Из-за конфликта Ирана со странами ЕС нефть, в том числе и российская, впервые с мая прошлого года превысила отметку в 120 долларов. Колебания не чувствовались, пока трейдеры распродавали старые запасы топлива.
Сергей Зозуля, заместитель генерального директора ТОВ «ХАДО-технология»: «Подорожала нефть на мировых рынках – это связано в первую очередь с геополитической ситуацией вокруг Ирана, Сирия, Ливия – беспорядки продолжаются, и, конечно, так как 70% нефть идет из России и нефтепродукты сейчас большая часть идет импорт, поэтому сразу идет корреляция с мировыми ценами на нефть и цена растет».
К мировым причинам добавились еще и отечественные. Лисичанский нефтеперерабатывающий завод, который является вторым по величине в Украине, остановил работу из-за не прибыльности. Перерабатывать нефть в Украине стало невыгодно, говорит эксперт топливного рынка Сергей Зозулевский.
Сергей Зозулевский, эксперт нефтегазового рынка: «Лисичанский завод с 1 марта, сегодняшнего дня, объявили о том, что он на год будет закрыт. Им не выгодна переработка в Украине, при том что внутренний сбыт на украинский рынок не могут продать по желаемой цене, потому как товар, идущий из Белоруссии, более качественный и более дешевый».
Колебания на мировом рынке значительной роли в цене за литр бензина не играют – она постоянно то поднимается, то опускается, анализируют экономисты. Предвидят: без традиционного сговора самых влиятельных операторов украинского рынка не обошлось. Мол, его участникам выгоднее заплатить штраф после проверки антимонопольного комитета, чем держать демократическую цену.
Сергей Беренда, преподаватель кафедры мировой экономики университета имени В. Н. Каразина: «На украинском рынке существует группа компаний, которая контролирует этот рынок, он алигополистичен. Несколько крупных игроков диктуют цену и качественную политику. Это и производители и импортеры. Эти компании имеют различного рода льготы, другие компании этих льгот не имеют, соответственно, прибыли меньше они могут получать».
Еще одно подорожание, на это раз уже газа, следует ожидать через неделю-две, предупреждают топливные эксперты. Тут также сыграет роль и приостановка работы Лисичанского НПЗ и традиция подтягивать цены на альтернативное топливо вслед за бензином.
Татьяна Доцяк
Підписуйтесь на Telegram-канал “Новини АТН”