Буллинг в школе: какую ошибку совершают родители?

Автор АТН

Тема школьного буллинга — травли детей и агрессивного преследования — не сходит с экранов телевизоров, осуждается в интернете и рождает острую полемику в родительских группах и личных блогах и бесконечно пугает родителей. Все тревожно ищут выход, придумывают собственные методы борьбы с непонятным зловещим явлением, вспоминая свой школьный опыт. Но парадокс заключается в том, что, советуя детям наши привычные модели поведения, взрослые допускают катастрофические ошибки.
Об этом рассказала психолог Екатерина Гольцберг в своей статье “Анестезия души”.
Психолог рассказала, что ее встревожил «лучший» совет, который родители дают своим детям, когда их в классе начинают травить и обижать,— не замечать. Родители предлагают буквально, выражаясь языком подростков, “забить” на чувства и не обращать внимания, не замечать, что их травят. Если расшифровать, что это значит для ребенка, то выглядеть это будет приблизительно так: “Дружище! Твои чувства никому не нужны. В этом мире ты одинок и помощи ждать неоткуда. Даже я — твой родитель — не хочу в это вникать. Мне сложно даются твои чувства. Справляйся как‑то сам! А лучше — просто игнорируй обидчика и свои чувства к нему”.
Возможно, в оригинале звучит не так зловеще, но смысл именно такой, считает психолог. То есть взрослые (а таким подходом грешат и учителя, и родители) предполагают: если это все не замечать, то оно само пройдет и в какой‑то момент рассосется.
И в тот момент, когда ребенок рассчитывает на реальную помощь и защиту, а в минимальной комплектации — на поддержку и сочувствие, самые важные и близкие взрослые отказывают ему в элементарных вещах — понимании и участии.
И тут, по мнению психолога, привычное “мальчики не плачут” и “хорошие девочки не злятся” обретает еще одну формулу для полной отмены чувств: заблокировать, убрать, не замечать, а что там дальше — будет видно. “Мы же как‑то выжили!”  – ужасная формула детей 90‑х, чьи чувства вынужденно игнорировали родители, поскольку основной их задачей была добыча хлеба насущного.
Чувства ребенка не были в приоритете у целого поколения советских граждан.
 «Один мой маленький клиент после небольшой школьной потасовки дал однажды учительнице обещание, что никого никогда не будет бить, – рассказывает психолог, – И два года честно, сцепив зубы, сдерживал данное обещание. Его продолжали обижать и смеялись над ним, игнорируя чувства. А взрослые равнодушно взирали на этот беспредел, потому что они дали себе установку “не замечать”. А потом он чуть не задушил одноклассника. Мальчишка сломался. И все накопленные за два года гнев, боль, обиды, отчаяние, вырвавшись наружу, стали причиной его неадекватной агрессии. В этой истории все закончилось хорошо.»
«Но разве вы не говорили своим детям: “Ой, что это ты грустный, не кисни! Возьми себя в руки! Не обращай на них внимания! Засунь свои чувства куда подальше и учись, давай, учись! Не бери дурное в голову! И вы еще будете удивляться, что дети берут в руки оружие и идут расстреливать школу?», – обращается к родителям специалист.
Школьная система ужасно инертна и бороться с буллингом в школе в одиночку может оказаться сложно и непредсказуемо, отмечает Екатерина.
По мнению психолога, учителя очень редко способны признать, что в школе есть травля, а часто и сами являются ее источником, прямо указывая коллективу учеников и родителей на тех, кто неудобен и от кого стоит избавиться.
Екатерина как специалист-психолог, считает, что детям во все времена нужна поддержка, сочувствие и надежный тыл в виде родительского “чем я могу тебе помочь?”, “я тебя понимаю!” и “вместе мы справимся!” Им нужно плакать и грустить, обижаться и прощать обиды, уметь за себя постоять, а иногда постоять за другого, верить в свои силы и иметь силу духа, чтобы сказать “нет”, “не дам”, “я злюсь”, “мне больно”.
Это очень сложно, но очень важно для самоуважения и формирования чувства собственного достоинства.
 

Источник: Новое Время

Підписуйтесь на Telegram-канал “Новини АТН”

Ми використовуємо cookies! Добре Читати більше