Пейзажи с горящими нефтяными скважинами неподалеку Персидского залива, которые каждый день показывают в теленовостях, Юрий Ветчинкин видел своими глазами. Осенью 91-го экипаж харьковского пожарного гарнизона, где он служил водителем, по контракту на месяц отправили в Кувейт. Кроме советских пожарных, там тогда работали бригады со всего мира. Даже спустя полгода после войны горело более 300 скважин.
Юрий Ветчинкин, харьковский пожарный:
” Я поразился, когда прилетели, два дня дождь шел такой хороший, проливной. Выходишь, смотришь, такие пятна нефти плавают. ”
На Бурганском месторождении украинцам поручили погасить четыре скважины. По воспоминаниям Ветчинкина, его ЗИЛу пришлось побывать в настоящем пекле.
” Смрад, аж голова от него кружится. На месторождении когда целый день. Черный дым. Точно как туча заходит, закрывает небо полностью, становится темно, как ночью.”
Чтобы сбить факел в сорок метров высотою, использовали вот эту специальную турбину, разработку харьковских ученых. Из ее сопла под огромным давлением вылетает поток отработанных газов и мельчайших водяных брызг. Этим методом каждую скважину гасили по три-четыре дня, намного быстрее, чем иностранцы, у которых таких турбин не было. При тушении, рассказывает Юрий, машину приходилось ставить почти вплотную к пылающей скважине. Риск был, но из советских пожарных никто не пострадал. А вот в бригадах из других стран случались потери. Практически на глазах харьковчан взорвалась скважина, которую гасили румынские специалисты.
” Когда мы уже закончили тушить и все бригады пособирали на стадионе, такой был разговор, что при тушении скважин людей, пожарных, погибло больше, чем при освобождении Кувейта солдат.”
Ветчинкин – единственный из той команды продолжает службу в пожарной охране. Он признается, что тушить скважины за границей его больше не тянет Да и отправлять турбину куда-либо рискованно. На всю Восточную Украину с ее трубопроводами и газовыми месторождениями она такая одна.
Николай Поддубный
Підписуйтесь на Telegram-канал “Новини АТН”